Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей

№ 7 «Колосок» с.Благодатное

Петровского района Ставропольского края

Принято на заседании педсовета

МКДОУ ДС №7 «Колосок»

с.Благодатное

протокол № от.

Утверждаю:

приказ № от

заведующий МКДОУ ДС №7

«Колосок» с.Благодатное

__________ О.В.Перепелюкова

Программа

дополнительного образования «Умелые ручки»

(образовательная область «Художественное творчество»)

Рассчитана на возраст: для детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации: 1 год

Составитель: воспитатель Лихацкая Е.А.

с.Благодатное

2013 г.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………..…. .3

Характеристика возрастных возможностей детей………………………………………… …6

Содержание психолого-педагогической работы…………………………………………… …7

Организация предметно-пространственной среды развития ребенка……………………….9

Содержание изучаемого курса…………………………………………………………………11

Мониторинг результатов образования детей дошкольного возраста………………………36

Работа с родителями……………………………………………………………………………37

Список литературы………………………………………………………………………… ….38

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Так художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Благодаря этому появляется

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Данная программа составлена в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и Образовательной программой МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатного, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Направленность программы дополнительного образования «Умелые ручки» является программой художественно-творческой направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (1 год ).

Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлена на формирование экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней посредством изобразительной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.

Основные направления программы дополнительного образования «Умелые ручки»:

рисование

аппликация

лепка

ручной труд

Цель программы: развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения в ходе формирования художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия окружающей действительности природы.

Задачи программы:

Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к познанию природы в процессе художественного творчества.

Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать материал, способы и приемы декорирования образа.

Продолжать учить изображать объекты реального и фантастического мира с натуры или по представлению, передавать строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки, передавать сложные движения.

Развивать умение самостоятельно сравнивать, анализировать собственную работу.

Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Конституция РФ, ст. 43, 72;

Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 – ФЗ);

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

Концепция дошкольного воспитания;

СанПин 2.4.1.2660-10.

Устав МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;

Образовательная программа МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;

Примерная общеобразовательная программа Ставропольского края

В основе образовательного процесса программы дополнительного образования «Умелые ручки» лежат следующие педагогические принципы:

принцип систематичности и последовательности (знания  преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);

принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);

принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);

принцип связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);

принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).

принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать  самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

принцип вариативности (предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.

принцип экологической воспитанности: выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.

принцип региональной специфики предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий Ставропольского края.

принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах художественно – эстетического развития и экологической подготовленности дошкольника.

Формы организации НОД: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:

наглядные;

словесные;

практические;

репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).

Приемы: беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

В состав входят 12 воспитанников.

Непосредственно образовательная деятельность проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня), продолжительность которых составляет 25 – 30 минут.

Ожидаемые результаты:

Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

Умения находить новые способы для художественного изображения самостоятельно выбирать художественный образ, сюжетную композицию, материалы, инструменты и способы реализации своих замыслов.

Желание детей общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды продуктивной деятельности.

Результаты творчества детей будут представлены систематическими выставками, оформлением работами интерьера детского сада.

Характеристика возрастных возможностей детей

Дети 5-6 лет

Старший дошкольный возраст – возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядногс моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектоЕ и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектс-в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Дети 6-7 лет

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Содержание психолого-педагогической работы

Работа по программе дополнительного образования «Умелые ручки» предполагает непосредственно образовательную деятельность детей по рисованию, конструированию из бумаги, природного и бросового материала, аппликации из листьев, ткани, бумаги. Эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Работа по данной программе подразумевает созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Во время образовательного процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Развитие речи». В используется прием комментированной работы. В процессе обыгрывания сюжета и самой работы ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свои действия. Подразумевается использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, воспитанники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «Ознакомление с окружающим». Для НОД по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Так дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

3. «Сенсорное воспитание». Непосредственно образовательная деятельность способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование работ детей в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Программой предусмотрено, чтобы каждое НОД было направлено на овладение основами художественного творчества, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Все НОД проходят поэтапно от простого к сложному. У детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении непосредственной образовательной деятельности, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.

Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание НОД предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.

В начале каждой НОД несколько минут отведено творческой беседе, рассматривание новых предметов, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются знания по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с детьми выполняет художественную работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.

Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у дошкольников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать различными приемами художественного творчества;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы НОД;

- создание ситуаций успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

-объекты творчества воспитанников имеют значимость для них самих и для общества.

Итогом реализации программы является традиционная выставка работ детей.

Таким образом, организация дополнительного образования «Умелые ручки» позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие дошкольников изобразительной деятельностью через приобщение их к природе.

Организация предметно-пространственной среды развития ребенка

Предметно-пространственная среда создана с целью решения задач:

1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.

3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.

4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Уголок ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, раскраски, трафареты, плакаты, технологические карты, серия альбомов для детского художественного творчества, детские книги и подборки иллюстративного материала по ознакомлению дошкольников с творчеством русских художников и художников-иллюстраторов, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Одним из главных принципов построения данной среды для нас является – доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.

В группе организован уголок экологической среды (который включает в себя):

«Зелёная зона», где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями. «Огород» на окне, уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.

Зона библиотеки – это книги , энциклопедии. Зона коллекций, она предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые дошкольники собрали сами и с родителями ( камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.) Выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности.

Оформлены- календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты – схемы «Кто, где живёт?»Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).Подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания. Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе. Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе). Летом была разработана «фитогрядка» на детском огороде, а также были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.

Организованная развивающая среда обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества создание.

Технические средства обучения

Наглядно-дидактические пособия

Пространственная среда

- DVD,CD-диски

- Магнитофон

Картины из серии:

Домашние животные

Дикие животные

Птицы

Овощи и фрукты

Природные зоны

Народно-прикладное искусство

Плакаты:

Во саду ли, в огороде (овощи, фрукты, ягоды)

Растения (деревья, травы, кустарники)

книги: География в картинках,

Наглядно-дидактические картинки:

овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, ягоды,

Дидактические и настольно-печатные игры «Домашние животные». «Кто, где живет», «Что из чего», «Из чего сделаны предметы» и др.

Календари природы

Макеты природных зон

Коллекции:

- Камни;

- Морские раковины;

Пейзажи:

– Зима, Весна, Лето, Осень;

Фонотека: голоса птиц, животных, звуки природы, звуки окружающего мира.

Географические карты: России, Мира, Ставропольского края.

Уголок природы:

комнатные растения и предметы ухода за ними;

оборудование для экспериментирования

Приборы ( лупа, весы, часы и т.д.).

Материалы для исследования: муляжи, реальные объекты, предметы, иллюстрации, рисунки.

Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).

Участок:

песочный дворик,

цветники,

деревья и кустарники

Уголок ИЗО творчества:

тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире;

дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции;

технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы;

серия альбомов для детского художественного творчества.

Содержание изучаемого курса

По программе количество НОД -37

п/п



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019