Программа комплексно психолого-педагогического сопровождения в период адаптации к детск_72305
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ центра развития ребенка – детским садом № 22
____________Кукушкина Г.С.
«____»______________20___г.
Программа
комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников
в период адаптации к детскому саду
«В детский сад идти пора»
Авторы-составители:
старший воспитатель
Большакова Е.В.
педагог-психолог
Румянцева К.Б.
МДОУ центр развития ребенка – детского сада № 22
Рыбинск
2011 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Пояснительная записка…………………………………………………..………… 3
Учебно-тематический план…………………………………………….…….….…..6
Перспективный план программы …………………………………………………7
Содержание программы…………………………………………………..……….…9
Методическое обеспечение программы…………………..………..……………..11
Список литературы…………….………………………………………………..….14
Приложение………………………………………………………….………………15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
…Твёрдо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка.
Сухомлинский В.А.
Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Но наблюдения за детьми показывают, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде.
Почему одни ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от взрослых и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитателей в детский сад, необходимо провести соответствующую подготовку.
Как показывают исследования, постепенный переход ребёнка в детский сад снижает риск возможных инфекций, обеспечивает привыкание к новым условиям.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы;
от состояния здоровья;
от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
от разницы в методиках воспитания.
Данная программа направлена на психолого-педагогическое сопровождение не только детей, но и родителей в период адаптации к детскому саду. Для успешной адаптации с детьми составлены специальные развивающие игровые моменты, которые обеспечат эмоционально-комфортное состояние ребёнка, помогут развить психологическую автономность и самостоятельность, а также сформируют доверительные отношения с воспитателями.
Для родителей разработаны специальные консультации, круглые столы и практикумы, которые помогут им подготовить малыша к поступлению в детский сад, а также преодолеть тревогу за своего ребенка в период его адаптации.
Специальные консультации-тренинги с воспитателями направлены на быстрое налаживание положительного контакта с детьми, создавая у детей положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми.
Данная система предусматривает орган6изацию работы в рамках трёх этапов:
доадаптационный период. Задача этого этапа – обеспечивать условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка раннего возраста.
Адаптационный период. Задача этого этапа – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, родителям, педагогам.
Постадаптационный период. Задача этого этапа – формировать у детей основные новообразования социального развития.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей в период адаптации к детскому саду.
Задачи:
Планомерное, активнее педагогическое просвещение молодых родителей.
Удовлетворение запросов родителей по вопросам воспитания и образования, методов педагогического воздействия и оздоровления ребёнка в условиях семьи, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение.
Оказание практической помощи семье в овладении различными умениям и необходимыми навыками ухода за детьми.
Включение родителей в единое образовательное пространство детского сада, внедрение новых конструктивных форм сотрудничества.
Обеспечение физического и психологического здоровья будущих воспитанников ДОУ.
Продолжительность программы – 21час¸ в течение 4 месяцев с июля по октябрь.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов (блоков) | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
| теоретических | практических | ||
1 | 1 блок – работа с семьёй | 8 | 6 | 2 |
1.1 | Психолого-педагогическое консультирование | 4 | 4 | |
1.2 | Психолого-педагогическое сопровождение | 4 | 2 | 2 |
2 | 2 блок – работа с детьми | 8 | 2 | 6 |
2.1 | Игровые моменты согласно алгоритму проведения игр | В течение адаптационного периода | ||
2.2 | Наблюдение за детьми в адаптационный период | 8 | 2 | 6 |
3 | 3 блок – работа с педагогами | 5 | 4 | 1 |
3.1 | Психолого-педагогическое консультирование | 2 | 2 | |
3.2 | Психолого-педагогическое просвещение | 1 | 1 | |
3.3 | Психолого-педагогическое сопровождение | 2 | 1 | 1 |
ВСЕГО: | 21 | 12 | 9 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Месяц | Наименование разделов, задачи | Направленность (родители, дети, педагоги) | Коли-чество часов |
июль | День открытых дверей Консультация «Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад» | Родители, дети Родители | 1 1 |
август | Консультация «Что собой представляет Ваш малыш?» (возрастные психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста) Круглый стол «Что делать, когда возникают трудности в адаптации» | Родители Родители | 1 1 |
сентябрь | Консультация «Первые дни в детском саду» Круглый стол «Как снять эмоциональное напряжение в период адаптации» Консультация «Игры, способствующие оказанию психолого-педагогической поддержке детям, поступающим в ДОУ» Консультация «Что делать, когда возникают трудности в адаптации» Тренинг «Проблемы воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста» Игровые моменты согласно алгоритму проведения игр Наблюдение за детьми в адаптационный период | Родители Родители Педагоги Педагоги Педагоги Дети Дети | 1 1 1 1 1 В течение адаптационного периода 4 |
октябрь | Тематическая встреча «Капризы и упрямство» Семинар-практикум «Роль игры в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста» Семинар-практикум «Шаг навстречу» (поиск новых форм взаимодействия педагога и родителей) Проблемный семинар «Темперамент и поведение ребёнка» Игровые моменты согласно алгоритму проведения игр Наблюдение за детьми в адаптационный период | Родители Педагоги Педагоги Дети Дети | 1 1 1 В течение адаптационного периода 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название разделов | Содержание |
1 | 1 блок – работа с семьёй | |
1.1 | День открытых дверей | Формировать положительный настрой детей и родителей на детский сад. Ознакомление родителей с групповым помещение и материально-технической базой детского сада. |
1.2 | Консультация «Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад» | Познакомить родителей с возрастными характеристиками детей. Информировать родителей об особенностях организация жизни группы в детском саду. |
1.3 | Консультация «Что собой представляет Ваш малыш?» (возрастные психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста) | Научить снимать напряжение, мобилизировать внимание. Расширять представление об особенностях проявления темперамента в раннем возрасте. Развивать умение замечать и принимать индивидуальные проявления малыша. |
1.4 | Круглый стол «Что делать, когда возникают трудности в адаптации» | Актуализировать знания родителей о возрастных особенностях детей; |
1.5 | Консультация «Первые дни в детском саду» | Расширить возможности понимания поведенческих особенностей ребенка в период адаптации. Познакомить с основными характеристиками адаптации. Страницы: 1 | 2 | Весь текст |