Программа коррекционной работы

по предупреждению дисграфии (акустической, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической)

у старших дошкольников с нарушениями речи

Устранение предпосылок к различным формам дисграфии

Акустической

Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Аграмматической

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие артикуляционной моторики;

Уточнение артикуляции оппозиционных звуков.

Звуки

Дифференциация речевых-неречевых звуков

Гласные и согласные звуки

Знакомство с гласными и согласными звуками;

Их дифференциация;

Знакомство с символами гласных и согласных звуков (звуковые замки)

Звонкие и глухие согласные

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

Знакомство со словами-паронимами;

Твердые и мягкие согласные. Их обозначение и дифференциация

Дифференциация :

[Б] –[Б’], [П]-[П’]

[В]-[В], [Ф]-[Ф’]

[Г]-[Г’], [К]-[К’], [Х]-[Х’]

[Д]-[Д’], [Т]- [Т’],

[З]-[З’], [С]-[С’]

[[Ж]-[Ш]

6.Дифференциация свистящих-шипящих

[[С] –[Ш]

[[З]-[Ж]

[[Ч]-[Щ]

[[Ч]-[Ш]

7.Дифференциация гласных I – II ряда

А-Я

У-Ю

О-Ё

Ы-И

Э-Е

8.Дифференциация соноров

[ Р-Л]

Знакомство с гласными и согласными звуками.

Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза

Выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове);

Выделение позиции звука в слове (начало, середина конец).

Работа над ритмической стороной речи, переключением.

Определение количества и последовательности гласных и согласных в слове

Слог. Слоговой анализ и синтез. Составление звуко-слоговых схем

Фонематический анализ обратного слога;

Анализ прямого слога

Диф-ция открытых и закрытых слогов.

Слоговой анализ слов:

Двусложные с откытыми слогами;

Трехсложные с открытыми слогами;

Односложные с закрытым слогом;

Двусложные с закрытым слогом на конце слова;

Двусложные со стечением согласных в середине слова;

Двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине (рюкзак, карты, лесник);

Трехсложные с закрытым слогом на конце;

Трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине;

Трехсложные с двумя стечениями согласных;

Односложные со стечением согласных;

Двусложные с двумя стечениями согласных;

Четырехсложные слова.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза:

Выделение первого ударного гласного в слове;

Выделение первого согласного в слове;

Выделение последнего согласного в слове;

Выделение гласного из середины слова;

Определение последовательности звуков в слове; положения звука относительно других звуков.

Слово. Словосочетание. Предложение.

Развитие первоначальных навыков словообразования

Родственные слова. Корень слова;

Суффиксальный способ словообразования (без введения термина «суффикс»);

Образование названий профессий;

Существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

Детенышей птиц и животных;

Знакомство со словом-предметом (существительным в роли подлежащего).

Обогащение номинативного словаря

Обозначение на схеме;

Знакомство с понятием числа.

Тренировка в словоизменении.

Знакомство со словом-действием (глаголом в роли сказуемого)

Знакомство с действиями предметов и живых существ;

Обогащение словаря дейсвий;

Подбор действия к предмету (живому существу);

Обозначение слова-действия на схеме;

Согласование глагола с существительным в числе;

Согласование глагола с существительным в роде;

Согласование во времени;

Развитие пространственно-временных отношений.

Знакомство со словом-признаком (прилагательным)

Развитие словаря признаков;

Подбор признаков к предмету;

Обозначение слова-признака на схеме;

Согласование прилагательных с существительным в роде и числе;

Согласование прилагательных с существительным в падеже.

Знакомство с предлогами

Понятие о предлоге как об отдельном слове;

Развитие временно-пространественных представлений;

Выбор подходящего по смыслу предлога.

Предложение

Понятие о предложении;

Объяснение связей слов в предложении;

Соотнесение предложения с его схемой;

Составление схемы предложения;

Постановка вопросов к отдельным словам в предложении;

Работа с деформированными предложениями

Работа с текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста;

Знакомство с понятием «текст», его признаками: целостностью, законченностью, последовательностью.