Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»

Дополнительная образовательная программа

«Юные дизайнеры»

(обучение детей 5-го – 6-го года жизни тестопластике, один год обучения)

Программа разработана

воспитателем:

Макодзеба Людмилой Васильевной

Утверждена педагогическим Советом ДОУ

Протокол №___ от «___»_____________2012

г. Архангельск

2012 г.

Пояснительная записка.

Программа «Юные дизайнеры» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа предназначена для кружковой работы по обучению детей 5-го – 6-го года жизни тестопластике.

Программа реализуется в форме занятий кружка 1 раз в неделю по 20 минут с группой детей в количестве 10-12 человек. Занятия проводятся в свободное от основных периодов непосредственно образовательной деятельности время. Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не вызывало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой.

Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития, воображения и наглядно – образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит. Видит. Осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок. Тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Возраст от 3-5 лет – время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребенка лучше начинать с дошкольного детства. Именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества.

Во – первых, его можно приготовить в любой момент.

Во – вторых, это замечательно дешевый материал, для его приготовления нужны всего лишь вода, мука и соль.

В – третьих, оно замечательно лепится. Кроме того, тесто не оставляет следов на одежде, легко отмывается и не вызывает аллергии. А еще изделия из соленого теста можно сушить просто на воздухе, в духовке, и раскрашивать любыми красками, дополняя поделки природным материалом.

Новизна программы.

Лепка из соленого теста имеет давнюю и богатую мировую историю. Упоминание об этом народном промысле обнаружено еще в 12 веке. Тестопластика имеет давние традиции у славянских народов, которые благоговейно относились к хлебу, тесту. Хлеб был символом достатка, процветания, плодородия и щедрости. Всем известна традиция встречать гостей «хлебом – солью».

Фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений языческим богам. Старинный праздник Масленица тесно связан с изделиями из муки, а пасха – с куличами. Встреча весны сопровождалась выпеканием жаворонков из теста. Лето на Руси встречали лепешками – козулями, в Сибири их называли «коровками». Да и встреча Матушки Осени не обходится без обрядового каравая. В Архангельской области из соленого теста лепили фигурки – обереги. В Германии и Скандинавии – пасхальные и рождественские сувениры. Венки, подковы, кольца, медальоны развешивали на дверях и окнах для привлечения удачи и благополучия. В Польше, Чехии и Словакии из соленого теста делали большие картины, а в Китае – кукол марионеток. Эквадорские мастера из окрашенного в яркие цвета теста изготавливали специальные фигурки, которые считались наделенные тайным мистическим смыслом.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста – древняя традиция, однако им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. А изготовленные из него настенные украшения, симпатичные игрушки и другие, полезные и оригинальные мелочи наполняют ваш дом радостью, теплом и уютом. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика».

Цель: Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Задачи:

Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно – эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;

Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитию речи;

Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;

Обогатить предметно – развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей;

Развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, представление об основных нормах, регулирующих устную речь;

Развивать чувство близости и общности с природным и рукотворным миром;

Воспитывать уважение индивидуальных особенностей человеческих традиций, обычаев его национальной культуры.

Принципы построения программы:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и самостоятельность.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы детей программой предусмотрены следующие основные методы:

Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации)

Репродуктивные (работа по образцам)

Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)

Творческие (творческие задания, эскизы, проекты)

Исследовательские (исследование свойств теста, красок, а так же возможностей других материалов)

Привлекая детей 5-го 6-го года жизни к работе с соленым тестом, необходимо знакомить их с правилами безопасного обращения с ним, со стекой, ножницами, другими инструментами.

На каждом занятии используется различный литературный материал – стихи, потешки, народные сказки и песенки. Для развития общей и мелкой моторики детям предлагаются логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика. Следующий этап – обсуждение замысла работы, после которого дети приступают к изготовлению изделий из соленого теста, после их сушке и раскрашиванию. Занятие заканчивается подвижной игрой, желательно народной.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данной программы удастся положительно повлиять на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, познавательных творческих и коммуникативных способностей детей.

Ребята станут более организованы, аккуратны на занятиях. Их внимание станет более устойчивым, они станут стремиться довести начатое до конца, не бросать незавершенную поделку, активизируется речевая активность.

К концу года дети станут предлагать свои варианты украшения изделий, построения композиции, проявляя стойкий интерес не только к занятиям тестопластикой, но и к другим организованным формам работы.

Как итог реализации программы проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года – итоговая выставка. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребенка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок «Юные дизайнеры» на следующий учебный год по направлению – бумагопластика.

Диагностика успешности

овладения воспитанниками знаний, умений и навыком тестопластики

(в баллах).

Владение приемами:

-скатывание;

-раскатывание;

-приплющивание;

-сплющивание;

-примазывание;

-прищипывание;

-отщипывание;

-вырезание формой;

-вырезание стекой.

Выполнение действий:

-по образцу;

-по словесной инструкции;

-по чертежу.

Эмоционально – волевая сфера:

-самостоятельность выполнения;

-умение доводить начатое до конца;

-умение сотрудничать;

-знает и применяет правила безопасной работы со стекой;

-с ножницами;

-кистью, красками;

-мелкими предметами;

-природным материалом.

Всего:

0 баллов – ребенок с заданием не справляется;

1 балл – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;

2 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.

Важнейший показатель эффективности проведенной педагогической работы – изменения в поведении детей.

Учебно-тематический план

Цикл занятий «Любование природой»

Октябрь, ноябрь

8 занятий

Цикл занятий «Новогодний праздник»

Декабрь, январь

6 занятий

Цикл занятий «Помнит мир спасенный»

Февраль

4 занятия

Цикл занятий Любимым мамам и бабушкам»

Март

4 занятия

Цикл занятий «Пасхальная радость»

Апрель

4 занятия

Выставка «Наши творческие итоги»

Май

4 занятия

Содержание программы дополнительного образования

«Юные дизайнеры»

Октябрь-ноябрь

1.Вводное занятие. Чем и как лепим?

Кружковую работу начали с тактильного знакомства с материалами: мука, соль, вода. Приступая к работе, все материалы трогаем и анализируем. Затем начинается «таинство» замеса – это приводит детей в восторг. Каждому достается свой собственный кусочек для вымешивания и последующей лепки.

Рецепт:

Рецепт простого соленого теста:

2 стакана муки, 1 стакан соли, ¾ стакана воды.

Рецепт цветного соленого теста:

Смешиваем муку и соль (мелкая «Экстра»), добавляем гуашь пастообразного состояния, воду и замешиваем как обычное тесто.

Цикл занятий «Грибы» (2 занятия).

«Овощи и фрукты» (2 занятия).

(«Корзина с грибами», «овощи», «фрукты в банке», «ежик»)

1 занятие – лепка из соленого теста.

Задачи:

1.Учить детей лепить объемные фигуры.

2.Закреплять умение соединять детали с помощью воды.

3.Развивать композиционные умения – различать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.

4.Закреплять знания фруктов, овощей, грибов.

2 занятие – раскрашивание красками и поделки из соленого теста

Задачи:

1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

3.Развиватьу детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

4.Продолжать знакомить с акварельными красками, гуашью, упражнять в способах работы с ними.

5.Научить точно передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

6.Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Декабрь – январь

Цикл занятий «Готовимся к Новому году»:

«снеговик»(2 занятия)

«Новогодние игрушки» (2 занятия)

«Елочка» (2 занятия)

«Символ года» (2 занятия)

1 занятие- лепка из соленого теста

Задачи:

1.Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.

2.Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.

3.Различать чувство формы, пропорций.

4.Воспитывать аккуратность.

2 занятие – раскрашивание и композиция

Задачи:

1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

3.Развиватьу детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

4.Продолжать знакомить с акварельными красками, гуашью, упражнять в способах работы с ними.

5.Научить точно передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

6.Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Февраль

Цикл занятий «Мы играем»:

«военная техника»(2 занятия)

«подарок папе» (2 занятия)

Задачи:

1.Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.

2.Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр и подарков.

3.Развивать наблюдательность.

4.Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

Март

1 неделя: «Бусы для мамы»

«Подарок бабушке»

Задачи:

1.Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.

2.Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

3.Воспитывать трепетное отношение к маме, бабушке, желание сделать ей приятное.

2-4 неделя «Посуда» (3 занятия)

Задачи:

1.Знакомить детей с чайной посудой.

2.Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания.

3.Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст