Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МБДОУ детский сад № 183 г.о. Самара

Протокол № ____от «____»_____20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

детским садом № 183 г.о. Самара

_______________ Т.А. Васильева

Программа

кружковой деятельности «Волшебная страна Оригами»

Автор-составитель:

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Криворотова Мария Ивановна

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

(Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям)

Актуальность.

Дошкольное детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Складывание из бумаги – это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму. Дети осваивают начальные термины геометрии: точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ. Незаменимо оригами после переломов рук, оно восстанавливает мелкую моторику пальцев и повышает жизненный тонус.

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

- знакомить с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания

квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея;

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- знакомить различным приемам работы с бумагой;

- знакомить с различными техниками оригами для изготовления различных игрушек в и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

- формировать коммуникативные умения;

- воспитать любовь к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду;

- расширять знания об окружающем мире, природе

- развивать конструктивное мышление и сообразительность;

- прививать настойчивость в достижении цели;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- показать способ экономного и разумного использования бумаги;

- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

- воспитывать интерес к искусству оригами;

Методы, используемые на занятиях кружка:

- игры-занятия,

- беседа,

- рассматривание иллюстраций,

- показ образца выполнения последовательности работы,

- пальчиковая гимнастика,

- конструирование из бумаги,

- обыгрывание сделанных поделок,

- выставки детских работ.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа кружка рассчитана на год обучения, с детьми 6-го года жизни.

Занятия детей в кружке включают в себя  приобретение навыков ручной работы, новых умений и знаний в данной области, а также обогащение навыков общения в процессе совместной деятельности, обучение способам декоративной обработки бумаги и созданию сюжетно-тематических композиций из поделок в технике оригами, украшению поделок аппликацией.

Курс занятий длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 25 минут. Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

4

30

10

Принципы работы с детьми:- принцип доступности отбираемого материала;

- принцип постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;- принцип индивидуального подхода к детям;

- принцип интегративности;

- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Ожидаемые результаты: - дети овладевают различным приемам работы с бумагой;- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;- дети знакомятся с искусством оригами;

- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);

- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;

- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);

- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.

Способы диагностики:

Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение. По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ воспитанников.

Список используемых интернет – ресурсов

1. Сайт «Уроки оригами»

http://urokiorigami.ru/

2. Сайт «Планета оригами»

http://planetaorigami.ru/

3.Свободная энциклопедия «Википедия»

http://ru.wikipedia.org

4. Сайт «Оригами для детей и начинающих»

http://www.zonar.info/node/31

5. Сетевые образовательные сообщества «Открытый урок»

http://www.openclass.ru

6. Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/detskii-sad

7. Издательский дом «1 сентября»

http://1september.ru/

8. ЭХО журнала «ОРИГАМИ»

http://jorigami.narod.ru/

9. Сайт «Детские оригами»

http://podelki-samodelki.ru

Список используемой методической литературы

1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , 2010

2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М. : РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.

3. С.В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-

Пресс», 2009

4. С.В. Соколова « Театр оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2007

5. С.В. Соколова « Сказка оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2004

6. Сборник «100 игрушек из бумаги», рекомендованный специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей. 

Приложение № 1

Материалы для работы в технике Оригами:

1. Белая и цветная бумага. Цвет ее должен соответствовать поделке. Например, изготовляя жирафа, можно предварительно на жёлтую бумагу наносится характерные коричневые пятна. А для зебры или тигрёнка готовится бумага с нарисованными полосками на серой или жёлтой основе.

2. Ножницы. Перед каждым занятием нужно напоминать о правилах пользования ножницами.

3. Клей. Части некоторых поделок необходимо склеивать. Лучше использовать клей – «карандаш».

4. Салфетки. Салфетки нужны, чтобы убирать с поделки остатки клея.

5. Цветные карандаши, фломастеры или маркеры. В некоторых поделках приходится рисовать отдельные элементы, например: глаза, нос, уши и др.

Приложение № 2

Правила работы в технике Оригами:

1. Перед началом работы нужно застелить стол клеенкой, а по окончании – убрать рабочее место.

2. Нельзя разбрасывать инструменты.

3. Ножницы нужно передавать только за сомкнутые лезвия.

4. Листы бумаги нужно хранить в развернутом виде.

5. При склеивании нужно использовать салфетку.

6. Кисточку нужно класть на специальную подставку. После работы кисточку нужно обязательно вымыть и хорошо просушить, поставив ворсом вверх.

7. Для материалов, инструментов и обрезков бумаги у каждого ребенка должны быть специальные подносы.