Программа «Правознайка».

С наступлением XXI в. во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды эксплуатации, ущер физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.

Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Дошкольное детство – не просто уникальные период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Цель программы: максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Задачи программы:

- познакомить детей с основными документами по защите прав ребенка;

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;

- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);

- разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;

- активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.

Отличительные особенности программы: в отличие от имеющихся работ по изучению детьми прав, в моей работе сделан акцент на национальный аспект. Проблема многонационального состава населения нашей старны явилась причиной создания программы, в которой отразилась бы специфика дошкольного возраста. Необходимо использовать на занятиях фольклор разных народов, что способствует объединению детей разных национальностей, формированию толерантности.

Возраст детей: в реализации программы участвуют дети подгоотовительной к школе группы (6 – 7 лет).

Формы и режим занятий:

- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словестные, подвижные);

- конкурсы;

- инценировки;

- моделирование и анализ ситуации;

- тематические праздники;

- игры-драматизации;

- экскурсии.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут.

Предполагаемый результат:

Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.

Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.

Требования к уровню усвоения программы кружка:

К концу года дети должны знать: что существуют документы по правам человека; какие права в них закреплены; что этими правами обладают все люди в мире и что они не отъемлемы.

Уметь: слушать других; проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей; общаться с другими.

Иметь представления: об общепринятых нормах и правилах поведения; об ответственности.

Изучаемое

право

Количество занятий, время проведение

Занятие

Работа вне занятий

Сентябрь

Конвенция о правах ребенка

1-я неделя

Мы имеем

права

Рассуждение на тему: «Я имею право».

Беседы: «Я не должен», «Права и обязанности».

Экскурсия по детскому саду.

Чтение: «Решая споры словами, а не кулаками» Г. Шалаевой.

3-я неделя

Жизнь дана на добрые дела

Цикл бесед: «Кого мы называем добрым (честным, вежливым…)».

Чтение: «О челрвечестве» А. Барто, «Старик и яблоки» Л. Толстой.

Беседы: «Жизнь детей разных стран», «Наши добрые дела», «Маленькое дело лучше большого безделья».

Подвижные и дидактические игры разных народов.

Октябрь

Право на жизнь

1-я неделя

Право на имя

По –разному зовутся дети

Беседы: «Что означает твое имя», «дай имя своей любимой игрушке», «мое полное имя», «О происхождении фамилии».

Чтение художественной литературы: А Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков», Э.Успенский «Рыжий».

Игры: «А ты…», «Узнай по голосу», «Имена великих людей», «Обратить в другу по имени».

Ноябрь

Право на

гражданство

2-я неделя

Я – гражданин России

Беседа о государственной символике, гербе, флаге, гимне.

Рассказ воспитателя о стране, об истории города, рассматривание фотографий.

Экскурсия по городу.

Рисование: «Мой дом – Россия», «Мой город».

Игры: «Мы путешествует по родному краю», «Лишнее слово», «Откуда эти строки».

Декабрь

Право на семью

1-янеделя

Без семьи нет счастья

Рассматривание семейных фотографий.

Беседы: «Расскажи о своей семье», «Как мы отдыхаем всей семье», «Что я знаю о своих родных»

Разучивание «Песни мамонтенка», стихотворений и загадок о родных людях; пословиц и поговорок о семье.

Совместная работа с родителями: аппликация «Семейное древо».

Право на охрану и укрепление здоровья

3-я неделя

Расти

здоровым

Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Чтение: «Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов «Человек заболел», К. Чуковский «Айболит».

Игры: «Что я знаю о своем здоровье», «Больница», «Скорая помощь».

Проведение спортивных праздников и развлечений «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Январь

Право на жилье и его неприкосновенность

3-я неделя

Мой дом – моя крепость

Чтение: «Три поросенка», «Кошкин дом» С.Маршак, Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов, «Таинственный дом» Ю. Коринеца, сказки «Три медведя», стихотворений «Над нашей квартирой» Э. Успенский, «Лиса и крот» Б. Заходер.

Просморт мультфильма «Винни-Пух в гостях у Кролика».

Рисование: «Дом моей мечты».

Прослушивание песен о доме.

Обсуждение пословиц.

Февраль

Право на свободу

1-я неделя

Право на свободу на сказке «Маша и медведь»

Беседа по сказке «Кот, петух и лиса».

Решение проблемного вопроса «Для чего люди учатся?».

Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых нарушается право на свободу.

Право на образование

3-я неделя

Грамоте учиться –

всегда пригодится

Разучивание стихотворения «Как хорошо уметь читать» В. Берестова, «Школьнику на память», «Кот и лодыри» С. Маршак.

Чтение: «Филиппок» Л. Толстой, «Песенка-азбука», «Птичья школа» Б. Заходер.

Игры: «Скоро в школу», «Библиотека», «Магазин книг».

Прослушивание песен: «Первоклашка-первоклассник» В. Шаинского, Ю. Энтина «Чему учат в школе» В. Шаинского, М. Пляцковского.

Составление рассказов: «Чему я могу научить других людей», «Что могла бы рассказать книга о своем хозяине».

Экскурсия в школу, библиотеку.

Рисование: «Школа».

Март

Право на игру

1-янеделя

Игралочка – чудесная страна

Чтение стихотворения «Детский сад» О. Высотская.

Игры: «Передай улыбку», «Кто позвал?», «Послушаем себя», «Кто самый важный на Земле?»,

«Мы все одинаковые или нет?»,

«Школа жестов», «Я разный».

Составление рассказов: «Нам нравится наш детский сад…».

Право на труд

3-я неделя

Беседа: «Что можно и что нельзя делать детям?».

Помощь при уборке участка.

Игры: «Кем я буду и каким?».

Отгадывание загадок «Кому что нужно для работы».

Апрель

Право на отдых

1-я неделя

Я на солнышке лежу

Совместная работа с родителями: «Ура, мы на отдыхе!».

Прослушивание песенки «Я на солнышке лежу».

Право на особую защиту

3-я неделя

Упражнения на освоение и закрепления позы покоя и расслабления мышц.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Игры: «Поводырь», «Спина к спине».

Май

Итоговое занятие

2-я неделя

Маленьким детям –

больший права

Июнь

Развлечение

1-я неделя

День защиты детей