ПРОГРАММА

Дополнительного образования детей

«»

Возраст детей 5-6 лет

Срок реализации программы: 1год

Разработчик Юсовских Л.В.

г.Нижний Новгород

2011

Цель:

создание условий, эффективно влияющих на формирование познавательной и социальной активности детей дошкольного возраста, ретроспективного взгляда на предметный мир.

Задачи:

Расширение знаний детей об истории развития предметного мира;

Ознакомление детей с изобретателями и их изобретениями;

Учить описывать предметы по определённой схеме – модели, алгоритму, используя средства языковой выразительности.

Воспитывать у детей воображение, творчество, любознательность; бережное отношение к предметному миру.

Перспективный план работы

Месяц

Тема занятий /Цель

К-во часов

1

Сентябрь

Путешествие в страну „Давным-давно” на тему „Игрушки”.

Цель: познакомить детей с историей происхождения игрушек: мяч, юла, матрёшка и Буратино; материалом из которого они изготовлены (дерево, солома, ткань, глина, стекло…). Воспитывать бережное отношение к игрушке, созданной руками человека.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: развивать у детей мышление, воображение, фантазию.

Дидактическая игра «Рукотворное – нерукотворное».

Цель: развивать умение дифференцировать предметы, созданные руками человека и природой, описывать предмет с помощью схем.

Создание коллажа «Моя любимая игрушка».

Цель: показать разнообразие игрушек, созданных человеком.

1

1

1

1

2

Октябрь

Путешествие в страну „Давным-давно” на тему „Народная игрушка”. (Дымковская, Богородская)

Цель: познакомить детей с историей возникновения народных промыслов. Развивать у детей чувство эстетического восприятия произведений искусства.

Дидактическая игра «Пригласи в свой домик».

Цель: учить детей сравнивать и обобщать игрушки по определённым признакам (орнамент, материал)

Деятельность детей с раскрасками, трафаретами, образцами при рисовании, лепке, аппликации.

1

1

2

3

Ноябрь

Путешествие в страну „Давным-давно” на тему „Игры”.

Цель: познакомить детей с историей народных игр: городки, теннис, шашки, шахматы. Воспитывать желание научиться играть в эти народные игры.

Рассматривание альбома «Интересные игры». Цель: развивать у детей интерес к современным играм и играм, придуманных человеком несколько лет назад.

Организация соревнований. Цель: познакомить детей с правилами игр в городки, в теннис, шахматы, шашки.

1

1

2

4

Декабрь

Путешествие в страну „Давным-давно” на тему „Мир вещей”.

Цель: познакомить детей с историей изобретения посуды, с процессом её преобразования человеком. Активизировать познавательную деятельность, решать противоречия, развивать умение слушать и дополнять друг друга. Вызвать интерес к рукотворному миру.

Дидактическая игра «Составь загадку». Цель: совместное составление модели – схемы «Посуда», придумывание по данной схеме описательных загадок.

Дидактическая игра «Для чего эта посуда». Цель: развивать умение дифференцировать посуду по её назначению (кухонная, столовая, чайная, кофейная, декоративная)

Рассматривание тематических альбомов о посуде.

1

1

1

1

5

Январь

Путешествие в страну „Давным-давно” на тему „Мир вещей”.

Цель: познакомить детей с историей создания вещей: бумаги, газеты, денег, книги. Дать детям представление о денежной единице. Активизировать словарь детей: папирус, глина, деревянная доска, кожа, берёзовая кора… Воспитывать бережное отношение к книге.

Познакомить детей с моделью – схемой «Деньги», «Книга», «Бумага».

Чтение детям энциклопедии Т.Д. Нуждиной, раздел «Мир вещей».

Дидактическая игра «Бумажная страна». Цель: развивать ретроспективный взгляд на развитие бумаги, книги (прошлое – настоящее).

1

1

1

1

6

Февраль

Путешествие в страну „Давным-давно” на тему „Мир вещей”.

Цель: продолжать работу по формированию ретроспективного взгляда на мир вещей. Развивать мыслительную активность и активизировать речь детей словами: иглы, булавки, ткань, пуговицы, нитки, носовой платок. Работа с моделью – схемой «Одежда».

Экскурсия в кабинет швеи. Цель: закрепить умение вычленять основные действия швеи при изготовлении одежды.

Организовать сюжетно – ролевую игру «Ателье». Цель: создать условия для введения в игру роли модельера, раскройщика.

Работа в кружке по интересам. Цель: изготовить подарок маме к 8 Марта – носовой платок.

1

1

1

1

7

Март

Путешествие в страну „Давным-давно” на тему „Транспорт”.

Цель: закрепить у детей понятие о существенных признаках, лежащих в основе родового понятия транспорт и его дифференцировки. (водный, воздушный, наземный, подземный). Закрепить правила дорожного движения.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Цель: развитие логического мышления, знаний об истории развития транспорта. (бревно, плот, лодка, парус, пароход, подводная лодка).

Проведение подвижных игр «Весёлые автомобили», «Море волнуется», «Самолёты».

Чтение сказки Чуковского «Айболит».

1

1

1

1

8

Апрель

Путешествие в страну „Давным-давно” на тему „Измерительные приборы”.

Цель: познакомить детей с историей изобретения приборов. (часы, будильник).

Составление детьми описательных рассказов о часах. Цель: показать значимость времени суток и зависимость от них.

Игра – упражнение «История с часами». Цель: с помощью схемы часов учить детей выделять существенные признаки и использовать в придумывании истории о часах; развивать речь, логическое мышление.

Организовать экспериментальную работу по определению времени суток, используя с этой целью разные виды часов. (песочные, механические, солнечные, электронные).

1

1

1

1

1

9

Май

Путешествие в страну „Давным-давно” на тему „Изобретения и изобретатели”.

Цель: познакомить детей с понятием человек – изобретатель. Раскрыть представление о деловых качествах этих людей, обогатить детей знаниями в области открытий и изобретений.

Дидактическая игра «Подсказала природа». Цель: развивать у детей умение сравнивать, воображать, фантазировать, делать умозаключения. (петух – будильник, солнце – лампочка, ветер – мельница, рыба – лодка, птица – самолёт).

Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Цель: формирование ретроспективного взгляда на изобретения.

Беседа с детьми о великих изобретателях и их изобретении. Использование портретов, загадок, иллюстраций.

1

1

1

1