ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Программа ориентирована на поддержку и развитие одарённых детей, а также на раскрытие всех видов одарённости в каждом ребенке.

Её реализация предусматривает:

1. Осуществление обязательного медицинского сопровождения одаренных детей как условий предупреждения перегрузок растущего организма и учета состояния их здоровья.

2. Индивидуальный подход обеспечивается малой наполняемостью группы(12 человек).

3. 1-й год реализации программы(диагностический) направлен на выявление и развитие у каждого ребенка некоторых видов одаренности, доступных к выявлению в этом возрасте(музыкальной, артистической, спортивной), а также на развитие познавательных процессов, мотивации к учению и сохранению и укреплению состояния здоровья.

4.Дальнейшее построение программы предусматривает развитие каждого вида одарённости как у группы в целом, так и у каждого ребенка в отдельности. Для этого в учебной неделе выделяется день иедивидуальной работы, в которой специалисты (педагог по развитию речи, психолог, воспитатель, музыкальный работник, инструктор по физ.подготовке) работают с мини-группами, сформированными в соответствии с видом одаренности.

5. Развитие речи является основой для формирования высших психических функций, поэтому занятия по развитию речи ведет не воспитатель, а педагог по развитию речи.

6. Каждый год обучения направлен на развитие выявленных видов одаренности в соответствии с возрастными возможностями детей: 1-й – спортивная, музыкальная, артистическая; 2-й- те же и художественно-изобразительная; 3-й год- те же и лидерская, интеллектуальная, творческая; 4-й те же и техническая, литературная и академическая. За основу взяты виды одаренности, предложенные доктором педагогических наук А.И. Савенковым.

7. Сетка занятий в целом не отличается от традиционной, однако предусматривает занятия психолога (фронтальные и индивидуальные). Для большей эффективности занятия ведутся по подгруппам (6 человек), что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, введен курс «Путешествие в прекрасное»(О.А.Куревина), развитие графо-моторных навыков и подготовка руки к письму(Е.А.Щедрова), занятия по эстетическому воспитанию (О.П.Радынова), знакомство с художественной литературой и драматизация( Е.А.Щедрова и Н.В.Алексеева).

ЦЕЛЬ:

выявление и развитие всех видов одаренности ребенка.

ЗАДАЧИ:

Создавать систему педагогического взаимодействия, направленного на выявление и развитие всех видов одаренности дошкольника;

Способствовать успешной адаптации одаренных детей к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению их здоровья путем медицинского сопровождения;

Формировать навыки социализации;

Развивать творческие способности одаренного ребенка;

Знакомить родителей с особенностями психофизического развития одаренного ребенка и обучать эффективным способам его развития.

Таким образом, для успешной реализации Программы «Умники и умницы» необходимо создание

УСЛОВИЙ:

Отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития;

Малая наполняемость группы (12 человек);

Проведение фронтальных занятий (кроме музыки и физкультуры) по подгруппам (6 человек);

Расширенный педагогический состав: 2 воспитателя, педагог-психолог, педагог по развитию речи, музыкальный руководитель, преподаватель физической культуры, педагоги дополнительного образования (тренер по гимнастике, преподаватели хореографии и художественно-изобразительной деятельности);

Создание развивающей среды в группе: выделение различных зон (пространственно и цветом);

Привлечение родителей к творческой деятельности посредством активного участия в жизни группы;

Тестирование детей с целью выявления различных видов одаренности путем привлечения независимых специалистов(преподаватель музыкальной школы, тренер спортивной школы, хореограф);

Регулярное информирование родителей о результатах выявления и развития видов одаренности детей.

Игры на развитие внимания.

«Волшебные очки». Предложить ребенку представить себе, что на нем надеты волшебные круглые очки, через которые он может видеть только круглые предметы. Пусть он посмотрит внимательно вокруг себя и найдет все круглое – это могут быть колеса от машины, солнце, рисунки на одежде и т.д. Потом очки превращаются в квадратные, треугольные и т. д. Эта игра развивает и внимание , и мышление.

«Выше – ниже». Предложить ребенку посмотреть вокруг и назвать все, что ниже или выше какаго-либо предмета. Эта игра развивает не только внимание, но и учит выделять часть из общего.

«Звуки улицы». Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть ребенок перечислит все, что он услышал. Такая игра позволит ребенку не только научиться внимательно слушать, но и развивает его речь.

«Бывает- не бывает». Предложить ребенку подтвердить правильность высказывания словами бывает-не бывает. Такая игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Горячо – холодно». Эта любимая игра нашего детства, с хорошо известными нам правилами. Эта игра учит пространственной ориентации, развивает внимание .

«Найди неправильную букву». Среди нескольких букв нужно найти зеркально написанную. Такая игра очень полезна для профилактики ошибок при письме.

«Скажи слово руками». Попросить ребенка прохлопать, протопать, прокивать заданное слово.

Игры для развития речи.

«Отгадай, что я вижу». Предложить ребенку отгадать задуманное слово, которое задумали, пользуясь словами-подсказками. Такая игра насыщена прилагательными и глаголами –то есть теми частями речи, которые детьми усваиваются с трудом, но от которых зависит образность, красота и точность высказывания.

«Добавь словечко». Эта игра способствует словотворчеству детей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Особенно детям нравится сочинять стихотворные небылицы.

«Сочинялки». Предложить ребенку сочинить сказку про какой-нибудь понравившийся объект. Эта игра учит фантазировать ребенка.

Игры, развивающие мышление.

Такие игры не требуют наглядного материала, можно использовать подручные пособия.

«Продолжи ряд». Собрать с ребенком какой-нибудь ряд, например, из листьев: дубовый, березовый, липовый … и предложить ему его продолжить.

«Сложи по размеру». Предложить собрать предметы одного вида по размеру, от самого большого до самого маленького.

Игры, развивающие координацию движений и общую моторику.

«Попади в цель». Построить горку и попросить ребенка попасть в нее с определенного расстояния.

«Делай, как я». Эта игра развивает и координацию, и двигательные навыки и внимание.

«Футбол с мячиком», «Рыбак», «Кто быстрее», «Ловишки» и т. п.

Как формировать грамотную, образную и выразительную речь дошкольников.

Приводить ребенку как можно больше примеров текстов, насыщенных именами прилагательными. Просить его определять, на какие именно признаки предметов указывают эти прилагательные. Обращать внимание на то. Что один и тот же признак может быть у разных предметов.

~, попросить ребенка назвать вкус основных продуктов питания( горькие, кислые, соленые, сладкие, кисловатые, горьковатые и т.д.). Задание поможет усвоить признаки вкуса. Аналогично можно предложить задания на усвоение признаков величины, температуры . Попросить ребенка как можно больше назвать признаков: стола, яблока, шубы, медвежонка. Задание научит ребенка замечать как можно больше признаков предметов.

Определение уровня физического развития.

Для этого применяются таблицы стандартов центильного типа. Используя эти таблицы, определяют положение каждого антропометрического показателя в одном из центильных «коридоров» (см. справочную литературу).