П Р О Г Р А М М А

«СКОРО В ШКОЛУ»

(СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Составлена:

Айриян Любовь Михитаровной

учителем-логопедом МДОУ ЦРР д/с № 2

2010 г

Для овладения грамотой, то есть первоначальными

навыками чтения и письма, прежде всего

необходимо достаточное развитии

фонематического слуха произносительной стороны

речи, что служит основой овладения навыками

звукобуквенного анализа.

А.Р Лурия

Актуальность : Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения ,профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ).Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребёнка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи- задача не только воспитателей, учителей, но и родителей.

Введение

Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих Других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании всё дощкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А.В.Петровский).Если ребёнок, ушедший в школу-гимназию в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознаёт, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребёнок уже не хочет учиться в школе гимназии (родители тоже испытывают трудности). Это приводит к тому что ребёнка забирают и отправляют в обычную школу или обычный класс этой же школы. Львиная доля учебных трудностей ребёнка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой. На основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду (Глинка Г.А 1996 г., Поваляева М.А., 2000 г., Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. 1991 г., Каше Г.А.,1985 г., Журова Л.Е. 1974 г., Галкина Г.Г.2003г., Агранович З.Е. 2004 г.) разработала системный цикл домашних заданий в помощь родителям для детей 6-7 лет, направленных на профилактику дисграфии и дислексии.

Раздел 1

1.1. Общие положения

Данная программа направлена на предупреждение нарушений устной письменной речи. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Количество занятий – 2 раза неделю. Продолжительность – 30 минут. Предусмотрена совместная работа с родителями. Программа содержит планирование по разделу обучение грамоте и системный цикл домашних заданий в помощь родителям для детей 6-7 лет. Работа проводится фронтально или подгруппами. В пособии представлен практический наглядно обучающий материал с разнообразными увлекательными упражнениям и заданиями. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти. Пособие развивает интерес и способности к чтению. Основное назначение – оказание практической помощи родителям при подготовке ребёнка к школе.

1.3.Основные направления программы

-Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

-Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

-Формирование буквенного гнозиса;

-Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

-Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

-Формирование интереса к чтению.

-Развитие психических процессов.

-Взаимодействие с семьёй и со школой.

Основополагающими документами, используемыми в данной работе являются:

-Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). -М.Просвещение,1978 г.

-Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни)-М,Просвещение,1986

-Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием(старшая группа детского сада).Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.,М.1993 г.

-Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов-на-Дону,«Феникс»,2008 г.

-Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. Фонематика. «Детство -пресс»,2004 г.

-Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. Л-Г «Детство-Пресс», 2001 г.

– Галкина Г.Г Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений по обучению грамоте. М.2003

– В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М..1999 г.

-Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования. «Феникс»,2006 г.

1.4. Цели и задачи программы

Цель: Оказание практической помощи родителям при подготовки к школе. Профилактика устной и письменной речи.

Задачи:

1.Объяснить минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению.

2.Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словеснозрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой.

3.Развивать различные стороны психической деятельности- внимание, мышление, память, речь.

4.Закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной системе слова, степени подготовленности руки к выполнению графических навыков.

5.Сформировать у детей систему чётко различаемых противопоставляемых друг другу фонем.

6.Научить произносить слова различной слоговой сложности.

7.Формировать умение принять учебную задачу и разрешить её самостоятельно.

8.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

9.Модифицировать и экспериментально апробировать совокупность игровых методов по обучению детей грамоте, стимулирующих их речевое развитие и создающих возможность творческой реализации.

Реализация целей программы и системе мер, отражаются в следующих

этапах работы над программой.

1.Анализ литературы по проблеме построения программы и разработка методики её построения (май 2008 год);

2.Проведение диагностического анализа по изучения сформированности учебных навыков (2008 – 2009 учебный год);

3.Формирование выводов экспериментального изучения, разработка программы по предупреждению нарушений устной и письменной речи «Скоро в школу»

Внедрение программы направлено, на:

-Повышения уровня познавательного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;

-Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;

-Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.

1.5. Объекты программы

Дети дошкольного образовательного учреждения.

Семьи детей, посещающих МДОУ Ц Р Р –д/с №2

Участники педагогического процесса.

Раздел 11

Принципы построения программы

Системность развития ребёнка процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Комплексность .

Развитие ребёнка – комплексный процесс, в котором развитие

одной познавательной функции (например, речи) определяет и

дополняет развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям .

Программа подготовки к школе строится в соответствии с

Психофизическими закономерностями возрастного развития.

Постепенность

(пошаговость) и систематичность в освоении и формировании

школьно значимых функций, следование от простых и

доступных заданий к более сложным, комплексным.

Адекватность

требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе

занятий способствует оптимизации занятий, повышению

эффективности.

Индивидуализация темпа работы

переход к новому этапу обучения только полного освоения

материала предыдущего этапа.

Повторяемость

(цикличность повторения) материала, позволяющая

формировать и закреплять механизмы и стратегию

реализации функции.

Взаимодействия

совместное взаимодействие детского сада и семьи,

направленное на созданий условий для более успешной

реализации способностей ребёнка.

Раздел 111

Законадательное обеспечение программы

-Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 17

-Конвенция о правах ребёнка ст. 29

Инструктивно-методические письма Министерства образования РФ:

-от 25 марта 1994 г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечением преемственности дошкольного и начального общего образования»;

-от 25 марта 1995 г. № 42/19-15 « О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития»;

-от 24 апреля 1995 г. № 46/ 19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ учреждений Российской Федерации»;

-от 07 апреля 1999 г. № 70/23-16 « О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

-от 14 марта 2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

-от 22 июля 1997 г. № 990/ 14-15 «О подготовке детей к школе»

Готовность ребёнка к школе определяется:

-позитивными изменениями физического развития, показателями биологической зрелости ребёнка, необходимой для начала школьного обучения;

-сформированностью гигиенических навыков и привычек;

-интеллектуальными предпосылками для начала систематического школьного обучения;

-приобретёнными познавательными умениями и навыками;

-стремлением к самостоятельности;

-предпосылками вхождения ребёнка в более широкий социум;

-способностью принять общую цель и условия, старанием действовать согласованно;

-способностью оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей.

Раздел 1У

4.1. Показатели развития ребёнка к семи годам

Социальное развитие

-проявляет доброту, заботу, способен попросить о помощи и оказать её, уважает желания других людей; умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме; хорошо ориентируется в новой обстановке; понимает разное отношение к нему окружающих; умеет заметить изменение настроения; эмоционального состояния близких, взрослых и сверстников;

-способен управлять своим поведением и способами общения; может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками. Не мешая своим поведением другим;

-проявляет чувство собственного достоинства, уважение к самому себе; стремление занять достойное место в отношениях со взрослыми и сверстниками; умеет соблюдать необходимую дистанцию между собой, другими детьми и взрослыми. Умеет адекватно оценивать себя в сравнении с другими людьми.

Познавательное развитие

-выполняет элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношения «часть-целое»;

-способен объединить предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт, и др.);

-владеет обобщенными способами деятельности и благодаря этому может создавать оригинальные рисунки, конструкции, поделки из разных материалов;

-способен находить варианты решений задач открытого типа (в конструировании, играх, рифмотворчестве);

-использует символические средства для познания окружающего (моделирование, чтение карт, планов, схем); может использовать их и как средства запоминания;

-способен планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;

-в рассуждениях может учитывать позицию другого ребёнка, взрослого (децентрация);

-проявляет разнообразные познавательные интересы (хочет узнать как устроен мир живой и неживой природы, движущиеся объекты и др.);

-может самостоятельно экспериментировать с новыми для него материалами, устанавливать причинно-следственные связи;

-имеет элементарные знания об истории и природных условиях жизни родной страны и родного города; различает общее и специфическое в культурных традициях и обычаях разных городов.

Физическое развитие

Состояние физического развития старших дошкольников определяется по следующим показателям:

-по положительным изменениям в физическом и функциональном развитии ребёнка: устойчивости к изменениям внешней среды (хорошая сопротивляемость заболеваниям, сравнительно лёгкое, непродолжительное их течение без осложнений); качеству засыпания и сна: аппетиту (без отрицательного отношения к отдельным видам пищи); достаточно хорошей физической и умственной работоспособности; умению сохранять правильную осанку;

-по способностям самостоятельно выполнять необходимые бытовые операции (охотно включаться в занятии, игры, дежурства, выполняет гигиенические процедуры, владеет навыками самообслуживания); физической активности (не менее 50-60% времени бодрствования); удовольствию от пребывания на открытом воздухе в любую погоду (не менее 4 часов в день).

-по хорошей физической подготовке, соответствующей нормальным показателям возрастного развития моторики;

-по уверенному владению «азбукой движений» (обладает элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх); по умению самостоятельно пользоваться приобретёнными действиями в различных условиях;

-по уровню развития произвольности действий; умеет поставить двигательную задачу (цель действия), выбрать способы для её решения, соотнести последовательность. Направление , характер действий с образцом (отразить их в словесной форме), прилагает волевые усилия; выдержку, настойчивость, решительность – для достижения поставленной цели.

Речь и речевое развитие

-овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнёра, отвечает на них словом, действием; выражает мысль в форме неполных и простых предложений;

-проявляет интерес к пересказу знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг картинок, к сочинению;

- в высказываниях употребляет разные части речи, стремление говорить грамматически правильно. В связи с чем затухает словотворчество, сокращается количество агграмматизмов;

-правильно произносит все звуки родного языка.

Ожидаемые результаты

Необходимо добиться:

-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);

-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;

-отслеживания динамики положительных изменений. Своевременного закрепления достигнутых результатов;

-использования данной программы учителями-логопедами, воспитателями и родителями.

Выйдя из детского сада ребёнок должен:

Знать: термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные –твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

Уметь выполнять:

-звукобуквенный анализ слогов, слов

-определять место заданных звуков в словах

-делить слова на слоги

-составлять схемы предложений

-определять количество звуков/ букв в словах

-печатать и читать буквы, слоги, слова, предложения

Уметь пользоваться: магнитной доской, разрезной азбукой, звуковыми линейками, наборным полотном.

Не смешивать понятия звук и буква.

Звук – слышим, произносим

Букву – видим, читаем, печатаем

Сколько в слове гласных букв (звуков),

столько и слогов (частей).

Гласные буквы А О У Ы Э – всегда

обозначают твёрдость согласных

Гласные буквы Я Ё Ю И Е – всегда

обозначают мягкость согласных

Признаки гласных звуков:

Произносятся голосом, напевно

При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта не встречает преград

Гласные образуют слог

Е Ё Ю Я –гласные буквы. Называем букву и слышим два звука

Признаки согласных:

Произносятся с шумом, отрывисто

При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта встречает преграды в виде языка, зубов, губ

Согласные звуки не образуют слог



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019