Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Утверждена

заведующей

МБ ДОУ «Детский сад №11»

Фасаховой Е.Б.

Согласована

педагогическим советом

МБ ДОУ «Детский сад №11»

Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа

Новокузнецк, 2012

Составитель: Насонова Татьяна Владимировна,

воспитатель I категории.

Программа создана с учетом возрастных, психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на обогащение и углубление представлений о сохранении и укреплении здоровья.

Имеет практическую направленность и удобна в использовании, содержит тематическое планирование и перечень основных средств обучения.

Программа адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………4

Тематический план……………………………………………………………9

Содержание программы…………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………….35

Пояснительная записка

Тотальное ухудшение состояния здоровья детского поколения является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Сегодня наконец-то объектом пристального внимания педагогов, родителей, общества становится здоровье детей, поскольку именно здоровье является условием успешного роста и развития, духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. По данным статистики физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25 – 35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки и хронические заболевания.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Необходимы новые подходы к оздоровлению, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

На этапе дошкольного развития у ребенка все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении, и избыточные нагрузки могут привести к необратимым последствиям. По данным статистики, практически каждый ребенок, посещающий детский сад, перенес то или иное острое инфекционное заболевание, переболел ОРЗ или гриппом. Управлять данными инфекциями невозможно, хотя необходимо обратить внимание на такой фактор, как закаливание. Если малыш растет в семье, где закаливание является традиционным, или посещает детский сад с разработанными общеоздоровительными методиками, в комплекс которых входит закаливание, – такие дети болеют в два раза реже и легче переносят простудные заболевания.

Особое внимание необходимо обратить на высокую заболеваемость острыми кишечными инфекциями – 20 случаев на 1000 детей. Конечно, истинные показатели во много раз выше, так как зачастую в подобных случаях родители стараются не обращаться к врачу. Причем источник инфекции, как правило, не связан с детским учреждением: это приобретение некачественных продуктов, купание в зараженных водоемах. Какие же проблемы больше всего присущи дошкольному периоду? Каждый пятый ребенок состоит на диспансерном учете по поводу какого-либо хронического заболевания. Лидируют болезни глаз – 32 случая на 1000 детей. Примерно с такой же частотой (18-22 случая на 1000 детей) встречаются болезни нервной системы, органов дыхания, пищеварения и костно-мышечной системы. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% – от экологии, на 50%(!) – от образа жизни, и лишь на 10% – от медицинского обслуживания.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи программы по сохранению и укреплению здоровья детей:

Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье; обеспечить физическое и психическое благополучие.

Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков.

Принципы построения программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста»:

Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса к сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма и формированию здоровых привычек.

Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.

Принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.

Структура программы включает следующие разделы:

Здоровый человек.

Цель: формировать мотивацию здорового образа жизни, бережное отношение ребенка к здоровью.

Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, дидактические игры.

Человеческий организм.

Цель: формировать знания детей о человеческом организме.

Раздел включает в себя беседы, НОД, дидактические игры, совместное с воспитателем изготовление макетов, коллажей.

Безопасный мир.

Цель: формировать мотивацию здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасном поведении в окружающей среде.

Раздел включает в себя НОД, разнообразные дидактические игры, отгадывание загадок.

Я и другие люди.

Цель: формировать знания детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.

В этом разделе представлены беседы, психогимнастики, дидактические игры.

V. Копилка семейного здоровья.

Цель: систематизировать знания родителей об укреплении здоровья членов семьи во всех его аспектах: духовном, физическом, эмоциональном и интеллектуальном.

Валеологически культурный ребенок старшего дошкольного возраста – это, прежде всего, ребенок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован на сбережение своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребенок, который бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру. Ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и др.)

Это ребенок, который имеет представления о том, что такое здоровье, и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. А именно знает:

- о внешних и внутренних особенностях строения человека;

- о правилах здоровья: режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней;

- о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье;

- о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе;

- о полезных и вредных привычках;

- о поведении заболевающего и болеющего человека;

- о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Валеологически культурный ребенок старшего дошкольного возраста – это ребенок, который умеет самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. А именно:

- умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены;

- умеет определить состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих;

- умеет назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;

- умеет правильно питаться, различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их, умеет принимать витамины (при помощи взрослого);

- владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т.д.);

- умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;

- умеет выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, умеет делать зарядку и ободряющую гимнастику;

- выполняет правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;

- умеет пользоваться опасными бытовыми предметами: ножницами, иголками и пр.(под присмотром взрослого);

- умеет пользоваться бытовыми электроприборами (магнитофон, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и др.) под присмотром или с помощью взрослого);

- обращается за помощью к взрослому в использовании пожароопасных предметов;

- умеет одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно;

- умеет правильно одеваться на прогулки и походы в лес;

- умеет различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно ведет себя в лесу;

- проявляет осторожность при общении с незнакомыми животными;

- умеет соблюдать правила дорожного движения;

- умеет вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;

- умеет держаться на воде, плавать, правильно ведет себя на воде;

- умеет правильно вести себя на солнце;

- умеет культурно вести себя в общественных местах в соответствии с обстоятельствами;

- умеет вступить в контакт со сверстниками, взрослым в разных ситуациях взаимодействия;

- умеет организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения;

- учитывает настроение и эмоциональное состояние партнера по совместной деятельности;

- умеет действовать, осуществляет выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.

Задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях:

- умеет позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому;

- умеет объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит;

- старается вести себя сдержанно и спокойно;

- слушается указаний взрослого, выполняет инструкции;

- знает свой адрес и телефон;

- умеет элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;

- знает, как себя вести при встрече с незнакомым животным, в случае его атаки.

Задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи:

- умеет наблюдать за своим поведением и поведением других людей;

- умеет сочувствовать, сопереживать, поддержать, может пожалеть, успокоить;

- умеет принимать помощь и сочувствие;

- умеет объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий);

- готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью);

- умеет разрешать конфликты между детьми, старается не провоцировать их сам;

- помогает детям разобраться в причинах обиды, старается разобраться сам в причинах собственных обид;

- умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой;

- привлекает внимание взрослого к сложной ситуации, требует от него помощи.

Таким образом, конкретизируются задачи, на решение которых должен быть направлен педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения в воспитании здорового ребенка.

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня профилактической работы;

Введение оптимального режима НОД и активного отдыха детей;

Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Тематический план

(старшая группа)

Разделы и темы

Количество мероприятий

Формы контроля

теория

практика

I

Здоровый человек

1.

Спорт

1

Отгадывание загадок о видах спорта

2.

Чтобы нам не болеть

1

3.

Скорая помощь

1

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

4.

Одежда и здоровье

1

Контроль за одеванием

5.

У Мишки в гостях

1

6.

Сказка про мыло

1

Контроль за умыванием

7.

Полезная пища, вредная пища

1

Составление меню

8.

Приготовление совместно с детьми «Винегрета»

1

9.

Кариес и его профилактика

1

Рисование «Веселый и грустный зуб»

10.

Гигиена зрения

1

Гимнастика для глаз

11.

Мое здоровье и животные

1

Праздник «Страна здоровья»

9

2

II

Человеческий организм

1.

Как устроено тело человека

1

2.

Уши разные нужны, уши разные важны

1

Рисование

3.

Зубы человека и уход за ними

1

Чистка зубов детьми

4.

Ротовая полость

1

Дидактическая игра «Секреты язычка»

5.

Как кожа помогает человеку?

1

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

6.

Как движутся части тела?

1

7.

Приглашение в детский сад врача-педиатра

1

Конкурс рисунков «Человеческий организм»

6

1

III

Безопасный мир

1.

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома

1

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

2.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019