Авторы – составители:

Павлюченко М.Н. – заведующий

Ракитянская О.А. – старший воспитатель

Чудная И.Н. – старшая медсестра

Бодяжина Р.З. – воспитатель

Мельник Т.Н. – воспитатель

Программа «Здоровый ребенок» представляет собой систему оздоровительно-профилактической работы с часто болеющими детьми и детьми с ослабленным состоянием здоровья.

Данная концепция является результатом изучения специальных медико-педагогических источников литературы, анализа современных здоровьесберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта оздоровительно – профилактической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В программе представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий в группах детского сада.

Программа адресована работникам ДОУ, может быть использована родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.

Рецензенты:

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………

4

1. Аналитическое обоснование программы ……………………………

7

1.1. Анализ оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………

7

1.2. Анализ заболеваемости детей ……………………………………..

10

1.3. Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях компенсирующих групп ….………………………………….

13

1.4. Анализ ресурсного обеспечения программы …………………….

15

1.5. Материально – технические условия ……………………………..

15

1.6. Кадровое обеспечение ………………………………………………

16

2. Концептуальные подходы к построению программы ……………..

17

2.1. Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного образования………………………………………………

33

3. Система методической работы по повышению компетентности педагогов в области здоровьесбережения…………………..………….

34

4. Взаимодействие с семьей …………………………………………….

39

5. Мониторинг эффективности реализации программы ……………..

41

Литература ……………………………………………………………….

42

Приложения………………………………………………………………

43

Пояснительная записка

Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, 25-30% детей, приходящих в первый класс имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).

Наши возможности каким-то образом повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны.

Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».

Проблема здоровья часто болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности.

Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:

профессионализм педагогических кадров;

соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.

Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий проявившихся в процессе организации профилактической помощи детям с ослабленным здоровьем в условиях ДОУ.

Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между:

общественной потребностью в сохранении, укреплении и развития здоровья дошкольников и реальной социально-экономической ситуацией;

стихийно сложившимся и целенаправленно управляемым положительным опытом коллективов по оздоровлению воспитанников ДОУ;

между необходимостью повышения уровня здоровья воспитанников и отсутствием медико-педагогических условий;

между необходимостью осуществления эффективного управления оздоровительным процессом и отсутствием оздоровления.

Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему: Полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления.

Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

В соответствии с целью, коллективом были определены следующие задачи:

Изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ.

Определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса.

Разработать концептуальную модель программы.

Внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу.

Отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.

Ведущие линии реализации задач программы:

обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий.

забота о социальном благополучии ребёнка.

охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.

принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.

принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.

принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.

принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.

принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.

Пути реализации:

внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ

партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога

Ожидаемые результаты:

у детей:

оптимальное функционирование организма;

повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;

осознание совей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;

у педагогов:

осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;

у родителей:

необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

1. Аналитическое обоснование программы

1.1. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одно из ведущих направлений деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:

Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:

создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;

мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактичес- кую работу;

преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;

разработку индивидуальных маршрутов воспитания, обучения и оздо- ровления.

Изменение организации образовательного процесса (распределение нагрузки на занятии с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, выполнение утренней гимнатики в форме ритмики, с использованием степ-платформ, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, точечный массаж Ауглина и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.

Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико – оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.

Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.

Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.

Оздоровительный процесс включает в себя:

профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);

общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла кипяченной водой комнатной температуры, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);

организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд).

десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;

санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:

рациональный режим жизни;

двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);

комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые дорожки, обширное умывание);

работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и

формированию здорового образа жизни;

использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и мн. др.);

режимы проветривания.

Данная организация деятельности осуществляется специалистами:

старшей медицинской сестрой;

педагогом-психологом

взаимодействие с социумом с целью создания у ребенка целостной картины мира, расширение их кругозора через организацию взаимодействия с социумом.

Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

1.2. Анализ заболеваемости детей МБДОУ № 40 за период 2007-2012г.г.

Перечень заболеваний

2008

2009

2010

2011

2012

Количество случаев заболеваний

123

120

216

342

220

Количество на 1 ребенка

1

1

1

2

1

Несчастные случаи, отравления, травмы

-

-

-

-

1

Количество ЧДБ детей

11

8

5

9

7

Индекс здоровья

N 15%-40%

23%

24%

23%

25%

25,5%

Движение детей по группам здоровья

Распределение детей по группам здоровья

2008

2009

2010

2011

2012

1 группа

40%

32%

38%

18%

17%

2 группа

27%

16%

17%

74%

78%

3 группа



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019