Самоанализ

непосредственной образовательной деятельности

воспитателя с детьми в группе общеразвивающей направленности

для детей от 4 до 5 лет

по аппликации

“Зимующие птицы”

на неделе педагогического мастерства

При подготовке к занятию, мной были учтены индивидуальные особенности детей этой группы, а также цели и задачи проведения аппликации в этом возрасте (от 4 до 5 лет). Продолжение знакомства с формой овала и треугольника, закрепление аппликативных умений, развитие умений составлять предмет из нескольких частей. Основное усложнение задания заключалось в развитии композиционных умений, при приклеивании с дорисовыванием. Для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.

Предварительная работа была предварительно запланирована мной и проведена основным воспитателем Пустоветовой Н.П.:

Наблюдение на прогулке за зимующими птицами.

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники».

Чтение стихотворений А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазкова «Покормите птиц».

Дидактические игры, упражнения, составление мозаик, загадывание загадок.

Составление описательных рассказов, беседы.

Поставила Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, предложениями.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Занятие было проведено в студии согласно расписанию в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест с соблюдением правильной посадки за столом, протяжённостью 20 минут, на тему предложенную мной.

Основная цель занятия — закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.

Использовала презентацию как наглядный и словесный метод обучения, который включил в себя приём рассматривание, обсуждение, обыгрывание. Это сравнение отличительных и одинаковых свойств у птиц, пальчиковое упражнение «Дятел». В ходе занятия использовала показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помочь развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности. С целью привлечения внимания детей к заданию и оживления их представлений использовала игровой приём – предложила детям показать движения крыльев изображённых на схеме. Использовала синтеза искусства и интеграции видов деятельности. Составление рассказа по картине (фото), дорисовывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звука. Была использована интеграция с образовательными областями. Закрепление знаний по теме «Зимующие птицы» образовательной области «Познание».

Что бы обеспечить каждому ребенку достижения такого уровня освоения материала, который соответствует его познавательным, творческим возможностям, а также развитию его индивидуальности я учитываю уровень аппликативных умений, его особенности в развитии, половые различия девочек и мальчиков, особенности их интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровень усвоения программного материала. На занятии присутствовал мальчик, который посещает детский сад недавно, я чаще уделяла ему внимание с целью активизировать его действия, исправить ошибки в умении наклеивания (он намазывал клей с лицевой стороны детали, приклеивал отдельно друг от друга, не формируя образа). В дальнейшем буду отмечать новые достижения этого ребенка в изодеятельности. Дети самостоятельно при завершении выполнения работы убирают рабочее место.

Я считаю, что на занятии детская деятельность была активной, этому способствовало применение презентации. Из беседы, по которой было видно хорошее знание темы, а именно у них сформировано представление о зимующих птицах. Яркие и доступные по содержанию слайды, их контрастное содержание от реальных изображений птиц до лаконичных, состоящих из геометрических форм схем выполнения аппликации. Эти схемы заменили мой показ выполнения последовательности работы, и я хочу отметить, что этот метод оказался понятным для детей, они справились с работой, многие смогли наклеить один овал на другой, что было задумано, как поисковый метод над образом. Чередование смены деятельности, введение пальчиковой игры, подражание поведению птиц. Особую, группу приемов составляли игровые приемы. В них гармонично соединились применение наглядности и использование слова. Дети прыгали, бегали, озвучивали, изображая птиц, в ходе занятия откликнулись на предложение покормить их, рисовали под музыкальное сопровождение, они знала поставленную цель, и очень старались её выполнить. Для меня конечная цель этого занятия — это закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях. И одной из главных задач было создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе.

Взаимодействие – тесное переплетение нескольких областей способствует общему развитию детей.

В заключении хочу сделать вывод, что педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей. Для себя я сделала вывод:

детей надо убедить, что работа непременно получится,

однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми,

соблюдать логическую последовательность в прохождении учебного материала.