Самостоятельность. Что это?

Самостоятельность – очень важная черта личности человека и очень неоднозначная. Как мы часто сетуем на неумение нашего ребёнка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него всё валится из рук, самое простое задание вызывает затруднение. Приходится делать вывод: самостоятельность не сформирована.

Припомните, пожалуйста, когда ваш ребёнок впервые заявил «я сам» в связи с чем? Происходит это, как правило, между вторым и третьим годами жизни. Приблизительно в этом возрасте ребёнок начинает отстаивать своё право на самостоятельность. Средства защиты этого права самые разнообразные. Вот малыш вырывает руку у мамы, которая ведёт его вниз по лестнице и заявляет: «Моя ручка» (имея в виду, что спускаться будет сам и держать его не надо). Законное требование. Такое стремление мальчика заслуживает уважения. Ещё один пример. Мама Димы (2, 5 г.) машинально начинает раздевать сына, вернувшегося домой из д\с. Вдруг ребёнок валится, как подкошенный на пол и молча лежит. Мама весело смеётся: «Прости, Дима, я забыла». Она вновь надевает носочки на сына, обувает его. И тогда мальчик поднимается с пола и всё начинается сначала: вешает пальто, шапочку на вешалку, снимает сапожки и как ни в чём не бывало бежит в комнату к своим игрушкам. Да, он продемонстрировал недовольство как законное ущемлением своего права на самостоятельность. Мама оценила его недовольство как законное и исправила свою ошибку.

На первый взгляд выстраивается простая и ясная картина. В определённый момент жизни у ребёнка возникает стойкое желание выполнять какие-то действия самостоятельно. Он стремится к этому всеми силами. Если взрослые поддерживают его, излишне не опекают, понимают, то тогда успешно развивается эта положительная черта характера. Одна из первых деятельностей детей – предметная. Её формирование завершается к 3 годам. Трёхлетние дошкольники ещё недостаточно умелые, ловкие, и многие матери стремятся избавить ребёнка от трудного, с их точки зрения, дела, потому что им или некогда ждать, или не хватает терпения. Поэтому они сами быстро натягивают ребёнку колготки. Кажется, всё хорошо: ребёнок одет и играет. Но родители даже не осознают, что тем самым они отнимают у сына (дочери) его дело,

его работу. Упускается драгоценный момент, которого потом не вернёшь. Младший дошкольник, как правило, охотно делает только то что ему интересно, а в этом возрасте ему интересно всё: он только познаёт мир, и каждая вещь, её качества и изменения для него новы. Вот колготки собраны «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается – и вдруг пролезла в петлю. Ребёнок чувствует себя победителем. Вот здесь – то и над положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребёнка – это интересный, занимательный труд. Малыш требует оценки взрослого – хорошо накрыл на стол, молодец – хвалит 3-летниего сына мама – но делить на всех хлеб не нужно. Положим в хлебницу, каждый возьмёт столько, сколько следует. Мама собирает хлеб, разложенный на 3 равные части, а малыш запоминает пример правильного действия. Ребёнок становится самостоятельным только постепенно изжив в своих действиях элемент содействия взрослого. Похвалите ребёнка, поддержите, вселите уверенность в успехе и порадуйтесь за него – он стал самостоятельным!

Ваш ребёнок должен уметь:

Самостоятельно (с небольшой помощью) мыть руки перед едой, после загрязнения, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, горшком), опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

Должны здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», не доев пищу не вставать из-за стола.

Самостоятельно называть по имени и отчеству воспитателя няней, своё имя.

Самостоятельно отзываться на просьбу другого ребёнка.

Самостоятельно, при небольшой помощи взрослого, снимать одежду, правильно снимать обувь (расстегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки ботинок) в определённом порядке надевать одежду.

Самостоятельно и аккуратно складывать снятую одежду.

Самостоятельно замечать неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводить себя в порядок.