Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития

Сборник тренингов и

семинаров – практикумов с родителями.

Методическая разработка.

Автор – составитель:

педагог – психолог

Сайфутдинова Татьяна

Александровна

Губкинский 2013 г

Содержание

1.Психологическая готовность к школе……………………………………….2

2.По дороге в школу…………………………………………………………….7

3.Почему учиться трудно или что такое адаптация к школе?…………………….10

4.Тренинг «Бумеранг родительского гнева»…………………………………..14

5.Детско – родительский тренинг «Связующая нить»………………………..18

6.Тренинг «Мир детский и мир взрослый»…………………………………….20

7.Секреты здоровья детей раннего возраста…………………………………….22

8.Игрушки детей раннего возраста……………………………………………..26

9.В царстве упрямства и капризов………………………………………………30

10. Игра в жизни ребёнка………………………………………………………..32

11. Приложения.

Тема «Психологическая готовность к школе».

Задачи: познакомить родителей с содержанием психологической готовности; повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных процессов ребёнка.

Материалы: книга, мяч.

1.Приветствие.

Родителям нужно назвать своё имя и продолжить фразу «Моё настроение похоже на…»

2. Упражнение «Цветок».

Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распуститься, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который погрызёт корни. Тогда болеет весь цветок.

Ведущий: То же самое происходит и с ребёнком, когда он поступает в школу. Ошибочное мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребёнок, тем успешен он будет в школе. Часто упускается из виду развития самих психических процессов, необходимых дляосуществление учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развития мелкой моторики руки, мотивация. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение) цветок всё равно распуститься (ребёнок быстро научиться читать и писать, решать задачи). Но состояния цветка зависит ещё и от качества листьев, через которое тоже идёт питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве – это кризис семи лет, когда у ребёнка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться с дезадаптацией.

3. Мини – лекция «Психологическая готовность к школе».

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений и навыков ребёнка, что само по себе тоже важно. Самое главное при переходе на новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.

1.Прежде всего – это желание учиться – это мотивационная готовность, которая включает в себя стремление идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое…Можно задать ребёнку вопросы:

- Хочешь ли ты идти в школу?

Что в школе самое интересное?

Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался.

Ответы на эти вопросы помогут понять характер представлений о школе. И если недостаточно у ребёнка представлений о школе, то их надо развивать.

Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо» учиться. Без осознания этого «надо» ребёнок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет читать писать и считать.

2. У ребёнка должен быть сформированы волевые качества, без которых он не сможет выполнить задания учителя, не отвлекаться на уроке. Волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилия для его реализации, преодолевать препятствия. Обратите внимание, умеет ли ваш ребёнок сосредоточенно заниматься каким – либо делом? (рисовать, лепить, мастерить). Для развития у детей волевых качеств и совершенствование всех действий произвольной саморегуляции наиболее эффективно конструирование (например, ребёнок должен поставить цель: строить дом в соответствии с образцом, соблюдать порядок сборки, сверять свою постройку с эталоном).

3.Социально – психологическая готовность. Этот компонент включает в себя формирование качеств, благодаря которым ребёнок может общаться с другими детьми и учителями. Ребёнок приходит в школу, где дети занимаются общим делом и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми. Необходимы умения: войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, защищаться. Он должен себе ясно представлять, что придётся обходиться какое – то время без мамы и в этот период самостоятельно решать все возникающие проблемы. А если самому справиться не удастся, нужно попросить о помощи других детей или учительницу. Поэтому обратите внимание, как ваш ребёнок умеет общаться, легко ли вступает в контактсо взрослыми и детьми.

4. Важна также для успешного обучения в школе умственная готовность. Она предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление: способность постижение основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

- овладения на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развития тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.

Сформированности представлений о пространстве и времени, о животном, растительном мире, об общественных явлениях.

Побеседуйте с ребёнком, знает ли он, что такое «слева», «справа», «внизу», «вверху». Разбирается ли он в отличии «вчера», от «сегодня» и «завтра». Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, умеет ли он выделять главные части, делать умозаключения.

Кроме этого, ребёнку поступающему в школу, необходимо знать:

– своё фамилию, имя, отчество;

- свой возраст (желательно дату рождения);

- свой домашний адрес;

- город, где живёт, достопримечательности, страну;

- фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

- времена года, последовательность месяцев.

Ведущий: Стимулировать умственную деятельность позволяют упражнения, которые вы можете выполнять вместе с детьми.

Гимнастика мозга (выполнять совместно с родителями)

«Уши». Цель энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх – наружу от внешней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко» – поочередно перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем.

«Кулак, ребро, ладонь» – сначала правой, затем левой, затем вместе 2 руками.

«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.

«Симметричные рисунки» – рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга

«Лягушка» – Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.

«Лезгинка» – Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прикасается к мизинцу левой. После этого меняет положение рук.

5.Умение учится – пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает в себя умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации, ответит на вопросы: «Что ты будешь делать? Как ты будешь делать? Какие предметы тебе понадобятся? Как ты сделал хорошо или плохо?

Итак, мы видим, готовность к обучению не может оцениваться лишь по тому умеет ли ребенок читать и писать. Подготавливая ребенка к школе необходимо его учить слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать информацию. Кроме этого необходимо в ребенке развивать самостоятельность и ответственность. В детском саду огромное внимание уделяется подготовке детей к школе, но ваша помощь в развитии своего ребенка просто неоценима. Так как ребенок в любом возрасте нуждается еще и в общении с близким человеком, внимании, любви.

4. Упражнение «Взрослые и дети».

Ведущий вызывает 3 – 6 участника, создаёт команды по 3 человека в каждой. Каждой команде даёт книгу. Каждая команда берётся одной рукой за угол книги. Ведущий кладёт мячи на книгу и просит участников донести мяч до стула (доски и т.п.), преодолевая препятствия (стулья, расставленные в хаотичном порядке).

Вопросы к игрокам: легко ли им было выполнить задание? Что мешало и почему? Был ли в команде человек, который взял ответственность за всех? Как группа описывает ощущения?

Вывод: была смоделирована ситуация, напоминающая процесс подготовки ребёнка к школе. Каждого «ребёнка» – им был мяч – вели к цели (подготавливали к школе) взрослые: родители, воспитатели, учителя. На пути ребёнка встречались препятствия (моральные и физические), которые он должен был преодолеть с помощью взрослого. Успех сопутствовал той группе, которая сумела наладить взаимодействия и выработать единую стратегию.

5.Практические рекомендации:

«Как развивать будущих первоклассников».

Определенные знания и умения будущему школьнику, конечно нужны. Но еще важнее развить то, что поможет ему, учится: мышление, речь, внимание, восприятие, память, познавательный интерес. Это – фундамент, который можно и нужно закладывать с рождения.

С фантазией

Как же развивать эти самые познавательные функции? Ничего сложного тут нет! Играйте с малышом, разговаривайте, рассказывайте сказки, обсуждайте все, что видите вокруг себя. К сожалению, у работающих мам времени на это немного. И дети часами остаются наедине с любимыми мультяшками, которые разговаривают междометиями. При поступлении в школу таких «теледеток» сразу отличишь по недоразвитой речи. В дальнейшем они испытывают трудности на уроках чтения, русского языка, плохо понимают условия задач. Но не огорчайтесь, очень занятые мамы и папы, выход есть! Вот несколько полезных игр, которые можно использовать на прогулке или по дороге в магазин.

Удивительное рядом.

Попробуйте найти вокруг себя что – нибудь необычное: дерево с кривым стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде жирафа…Кто больше интересного заметит – вы или ребенок? Игра развивает наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление.

Найди отличие. Поищите вместе с малышом разницу между двумя предметами. Сравните, например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание посложнее – отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? Ответы: оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать что – то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка – «мур»!, а ворона – «карр!». Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и мышление, расширяет представление об окружающем мире.

Смотри в оба.

Считаем ворон. Предложите малышу по дороге сосчитать что – либо: скамейки, собак, велосипедистов и т.п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность, внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам можно усложнить задачу – вести учет сразу несколько предметов, например березок и елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти, измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке – считаете «один два – три – четыре –пять», обратно – «пять – четыре – три –два –один»

Цвет и форма.

По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на буквы. Горка – как Л, качели – П, карусель О…Закрепляются необходимые знания, тренируются внимание и наблюдательность.

Вилами на воде.

Мелкую моторику для письма развивают, рисуя мелом на асфальте, палочкой на песке и даже на воде, а так же прямо в воздухе. В двух последних случаях может родиться интересная игра. Малыш нарисует в воздухе букву или один предмет, а вы отгадайте, что это. Потом поменяйтесь ролями. Так между делом, ребенок тренирует зрительное восприятие.

Где были и что делали?

Вернувшись, попросите детей рассказать домашним о том, что интересного видели, кого встретили…

6.Рефлексия: Предлагаю вам выразить свое отношение к занятию и пожелание на следующее занятие…

7.Прощание: «Я желаю тебе…»

Уважаемые родители! Я предлагаю вам попрощаться и высказать пожелания друг другу.

Тема «По дороге в школу».

семинар – практикум

Задачи: помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного  взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.

Материалы: стулья по количеству участников, шарфы (6 штук).

1.Упражнение «Психологическая скульптура».

Инструкция:

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

2. Упражнение «Дистанция общения».

Инструкция:

Провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что если физическая дистанция велика, то и контакт между участниками бывает затруднен и вряд ли возможен.

3. Упражнение «Пространство общения».

Инструкция:

Информация о том, чтобы получилось содержательным общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не «рядом» и не «над», а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

2. Упражнение «Ребенок статуя».

Что значит принимать ребенка безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровеньким и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимания всякий раз, когда это было ему необходимо.

А сейчас он подрос, и отношения к нему меняется – это верно. Но бывает настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Я предлагаю родителям разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Когда вызвавший родитель выходит сыграть роль ребенка, ему предлагают выбрать среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем прося встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

«Ты – моя маленькая дочь. Мы с тобой спешим домой или в садик, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально – он закрывает глаза, как приказала мама (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) и мы дальше спешим домой. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

- Ой какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что…

- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да ты можешь в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

(Я завязываю рот еще одним шарфиком.)

Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую – то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она не послушная:

- Что у тебя за руки, что ты все время их куда – то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

(Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

- Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестать дрыгать ногами! Стой смирно!

(И в этот раз я завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, ты что как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня!

(На этих словах я очень сильно перевязываю живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.

Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем обязательно хорошо. Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.

Потом я спрашиваю о мыслях и чувствах этого человека. Предлагаю поблагодарить его за оказанную помощь тому, кто ее получал на протяжении всей сценки. «Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»

Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных мамы и папы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от соседей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

3.Рефлексия. Прощание.

Тема «Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе?»

семинар – практикум.

Задачи:

Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.

Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Материалы: мяч, лист с заранее нарисованными фигурами.

Игра-ассоциация «Школа это…»

Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. (Упражнение выполняется по кругу, родители передают мяч друг другу).

После упражнения делается анализируются предъявляемые ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения и адаптации к школе.

2. Мини – лекция «Адаптация к школе».

Что такое адаптация? Какие трудности ожидают первоклассников и их родителей на первом году обучения? Как помочь ребенку преодолеть этот нелегкий период в его жизни? Об этом мы и поговорим сегодня.Адаптация – период приспособления к новым условиям.. Другими словами, от того, как пройдет период адаптации, сможет ли ребенок «вжиться» в новые условия, зависят его дальнейшие успехи в обучении. [2] Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Как правило, индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, депрессия. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка, как правило, отражают особенности психологической адаптации к школе.Наблюдение за школьниками первого класса показали, что социально – психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 – 60%) адаптируются в течение двух – трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могу до конца первого полугодия  предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ. И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и прочее.Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем боле выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов этому организм вчерашнего школьника.Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного).

Каковы же признаки успешной адаптации?

Первый — удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.

Второй — насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка, то учителю начальных классов, учителю иностранного языка и родителям необходимо внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше ее вовремя откорректировать, иначе последует множество проблем, в частности, проблема со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго.

Третий признак успешной адаптации — степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребенку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным признаком того, что ребенок освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать их помощь в свой адрес. И ему необходимо помочь в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ребенок при распределении социальных ролей, зависит, насколько удачно пройдет его обучение в школе. Вспомним, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

Особо остановимся на отношениях с учителем.

Первый учитель — важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям хорошо бы сразу установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел — любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда сын или дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. Если родителей не устраивает или им непонятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков.

3. Игровое упражнение «Инструкция».

Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справится со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнения домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.

Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами задача родителя – в течении одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех родителей поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа причины неточного выполнения и формулирует точную инструкцию.

4.Как помочь адаптироваться будущему первокласснику.

Теперь давайте поговорим о том, как вы, родители можете помочь своему ребенку преодолеть В первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности к своему чаду:

будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;

придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают;

встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и не в коем случае, не ругайте – ведь пока еще не за что.

Что же делать, если появились первые трудности?

будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание   должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу;

не в коем случае не сравнивайте

5. Рефлексия. Прощание.

Тренинг «Бумеранг родительского гнева».

Задачи: формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого, дать рекомендации родителям по вопросам позитивного общения с детьми; заострить их внимание на эмоциональном мире детей, ознакомить родителей с особенностями формирования личности, развить умения семейного воспитания.

Материалы: лист с нарисованным циферблатом и темами для бесед, альбомные листы по количеству участников, цветные карандаши.

1.Ритуал приветствия.

Цель – сплочение группы, выработка механизмов эмпатии.

«Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Приветливо посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь»

Информирование родителей о цели тренинга. Сегодня мы с вами поговорим о воспитании детей, о том, как наши эмоции сказываются на их психологическом здоровье, уделим внимание вопросам регулирования собственного гнева.

2.Игра-активатор «Час общения»

Цель – снятие эмоционального напряжения при общении.

У каждого из вас лист с нарисованным циферблатом (приложение 1). Сейчас вам предстоит назначить друг другу встречи. Чтобы не забыть о встречах (во сколько и с кем вы встречаетесь) вы будете их записывать в бланк. На одно и тоже время можно назначить встречу только с одним человеком. Время назначения встреч ограничено, поэтому действуйте быстро и организованно. Ваша задача – назначить как можно больше встреч. Время пошло. (1 мин.)

Всем спасибо. Сейчас вторая часть игры. Я буду называть час, вы встречаетесь с тем, с кем у вас назначена встреча и беседуете на предложенную мною тему. Например, я объявляю «час», вы встречаетесь, я говорю: «Тема – погода», вы беседуете (приложение 2).

Для беседы отводится 60 сек.

Вопросы родителям:

- Легко ли было справиться с 1 частью игры и смогли ли вы назначить 12 встреч? Как это происходило: вы сами назначали встречу или к вам подходили? Приходилось ли отказывать или назначать другое время? Смогли ли вы сразу начать беседу по заданной теме, и кто был инициатором? Что вызвало затруднения?

3.Мини-лекция «Мир детства» (приложение 3)

Практический блок.

Сегодня мы постараемся побыть нашими детьми, прочувствовать их чувства и эмоции, проанализировать свои действия и поступки.

4.Упражнение «Цветок».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст