Задачи:

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных традициях, закреплять знания старинных русских имен.

Обогащать словарный запас существительными: оберег, тезка, ухват, рукомойник, ушат, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный, деревянный, расписной.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Воспитывать уважение и интерес к обычаям старины, к русскому фольклору. Вызывать чувство эмпатии.

Предварительная работа:

Беседы « Я и мое имя», «Предметы русской старины», « Русская изба»; рассматривание мини-музея «Русская изба»; чтение русских народных сказок, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение игр на русских народных инструментах, посещение выставки «Тряпичные барышни».

Материалы и оборудование:

Аудиозаписи с русской народной музыкой; ребристые дорожки; макет камня; атрибуты леса; атрибуты русской избы; кукла, уголек, зернышки, монетки, ушат, ведро с водой, рушник; русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, кукла-оберег.

Дети входят в зал.

Воспитатель: -Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними по старинному русскому обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).

Дети: – Здравствуйте.

Воспитатель: - А вы любите путешествовать?

Дети:- Да.

Воспитатель: -Я приглашаю вас в путешествие по лесу. А что вы видите в нашем лесу?

Дети: -Деревья, кусты, камень.

Воспитатель: -А камень этот не простой, на нем что-то написано. Я прочту, а вы внимательно слушайте:

-Налево пойдешь- далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадешь.

Направо пойдешь- много интересного найдешь.

Воспитатель:-Куда же мы пойдем?

Дети:-Направо.

Воспитатель:-А где правая сторона? (дети показывают правую сторону)

-Ну, что ж, в путь!

Дети идут по ребристой дорожке.

-Раз, два, три, четыре, пять

Будем дружно мы шагать.

Подними повыше ногу,

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:-Вот мы и пришли. Куда мы попали? Где же мы?

Дети:-В русской избе.

Воспитатель:-А почему вы решили, что это изба?

Дети:-Потому что здесь стоят печка, лавки, самовар, деревянная посуда.

Воспитатель: показывает чугунок.

-Что это такое?

Дети:-Чугунок.

Воспитатель:-А для чего он нужен?

Дети:-В нем варили кушать.

Воспитатель :показывает лапти.

-А это что?

Дети:-Лапти.

Воспитатель:-Для чего нужны лапти?

Дети:-Их одевали на ноги.

-Воспитатель показывает на рукомойник.

-А это что? Для чего?

Дети:-Рукомойник. Мыли руки и даже посуду.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:-Что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:-Посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его успокоим, покачаем.

-Не плачь, не плачь,

куплю тебе калач.

Не плачь, не кричи,

куплю тебе три.

Воспитатель: -С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывали имя. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные имена?

(Дети предлагают имена, выбираем одно имя- ребеночка называют Егорушкой).

Пальчиковая игра «Три Егора».

Воспитатель:-Пока ребеночек маленький, его будут все ласково называть Егорушка. А как вас ласково называют?

Игра « Назови ласково».

Воспитатель:-А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя?

Игра «Наши имена».

Воспитатель: -Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. Но наши имена принадлежат не только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети: -Тезки.

Воспитатель: -А есть ли тезки среди нас? ( ответы детей).

Воспитатель: -Ребята. Посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи. Что же это?

Дети: -Уголек, зернышки,, монетки.

Воспитатель:- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети: -Их клали ,когда купали ребенка.

Воспитатель кладет уголек.

- А что говорили. Когда клали уголек?

Дети: -Привыкай к домашнему теплу.

Ребенок кладет зернышки.

Воспитатель: -А когда клали зернышко?

Дети: -Будь всегда сыт.

Ребенок кладет денежку.

Воспитатель: -А что говорили, когда клали монетку?

Дети: -Будь всегда богат.

Ребенок купает куклу.

-Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки-

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Все черным-черна!

Воспитатель вытирает куклу.

-Полотенце вышито и бело

Вытирй-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш!

Воспитатель:-Дети, вот мы помыли Егорушку, а что потом делали с ребеночком?

Дети:-Одевали.

Воспитатель:-Во что одевали?

Дети:-В отцову рубашку.

Воспитатель:-А почему?

Дети:-Чтобы был похож на отца и матушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:-Одевали и приговаривали: расти хорошо малыш, будь похож на отца с матушкой, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:-Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:- Укладывали спать в колыбельку.

Воспитатель:-А что такое колыбелька?

Дети:-Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:- Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки?

Дети:-Деревянная, расписная.

Воспитатель:-А посмотрите, что я нашла в колыбельке? Что это?( показывает, дает попробовать).

Дети:-Хлеб и соль.

Воспитатель:-Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали : «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Положили все в колыбельку.

Воспитатель:-А что дальше делали?

Дети:-Пели колыбельную.

Воспитатель:-А что такое колыбельная?

Дети:-Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:-Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки.

-Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, оворит-

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель: -Вот и уснул наш Егорушка. А когда вы вырастете , тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. А вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения в ноябре, осенью. А ваш?

(Ответы детей)

Воспитатель:Молодцы, знаете когда у вас дни рождения. А пока Егорушка спал, родные не отдыхали, а мастерили ему подарки. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет. И мы приготовили для Егорушки не простой подарок, а настоящий оберег. Что такое оберег?

Дети:-Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:-Да. Он защищал его от беды. Послушайте. как звучит слово- оберег- оберегает, значит. А когда малыш рождался, оберег( куколку) клали рядом с ним, приговаривая:

«Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»

Воспитатель:-А на днях рождения гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Вот и мы сейчас возьмем музыкальные инструменты и повеселимся.

Музыкальная игра с музыкальными инструментами

Воспитатель:- Понравилось игра?

Дети:-Да!

Воспитатель:-А теперь пусть каждый пожелает Егорушке что-нибудь:

-Никогда не болей, будь здоров.

-Расти сильным, крепким да удалым.

-Слушай отца-батюшку да родную матушку.

-Будь добр и пусть встречаются тебе добрые люди.

-Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель: – На Дне рождения принято угощать гостей. Вот и нас угостили сладостями -петушками на палочке. Ребята, вам понравился День рождения Егорушки? Что нового узнали? Чему научились? Я рада, что вы много знаете о народных традициях. А теперь пора возвращаться домой.