Захарченко Т.В.

старший воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 133

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь, для самого ребенка. Об этом свидетельствуют ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: по данным исследований педагогов и психологов в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.

Большинство учителей начальных классов обоснованно придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована эмоционально-волевая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

Основными показателями эмоционально-волевой готовности являются определенная степень сформированности произвольности психических процессов (восприятия, памяти, внимания), умение преодолевать посильные трудности, навыки самостоятельности, достаточно быстрый темп работы, владение основными правилами поведения, умение правильно реагировать на оценку выполненного задания, умение ребенка оценить свою работу, планировать свою деятельность.

В основе описанных выше умений лежит овладение дошкольниками компонентами трудовой деятельности. Таким образом, уровень освоения ребенком образовательной области «Труд» во многом влияет на его готовность к обучению в школе.

К 7 годам в результате выполнения поручений в хозяйственно-бытовом труде, труде по самообслуживанию, в ходе повседневной жизни у ребенка формируется умение удерживать интерес к делу не очень интересному, но нужному. Благодаря сформированным навыкам самообслуживания первоклассник не будет испытывать трудностей при самостоятельном раздевании и одевании (особенно перед уроками физкультуры и после них), сборе своих вещей в портфель, подготовке своего места к уроку и т.п. Кроме того, образовательная область «Труд» содержательно преемственна с предметом «Технология», который изучается детьми уже с 1-го класса.

В беседах с родителями, при проведении анкетирования выясняется, какими делами дома обычно занимается ребенок, доводит ли начатое дело до конца, что умеет делать самостоятельно, как реагирует на похвалу, на порицание. Опыт показывает, что дети, которые имеют постоянные трудовые обязанности, обнаруживают достаточно высокую степень произвольности психических процессов и поведения, что положительно сказывается и на учебной работоспособности. И, наоборот, в неуспевающие и даже недисциплинированные чаще всего попадают дети, которых до школы не приучили к труду.

Одной из задач при подготовке детей к школьному обучению является: показать родителям как с помощью трудового воспитания сформировать у ребенка эмоционально-волевые качества, являющиеся предпосылками успешной учебной деятельности.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической литературе, многие родители могут получить необходимую информацию через интернет, но при этом они совершают ошибки в воспитании. Очень часто родители спешат ответить на любой вопрос ребенка, что-то сделать за него, не желая ждать, когда он сам медленно и неумело сделает то, что они могут сделать быстро и аккуратно, не задумываясь над тем, всегда ли такая помощь со стороны взрослых оправданна.

В результате многолетней работы над данной проблемой мы подобрали и адаптировали содержание и формы взаимодействия с родителями по вопросам подготовки к школе в процессе трудового воспитания старших дошкольников: семейные клубы, консультации, наглядные формы работы (памятки, папки-передвижки, материалы на стендах, фотовыставки), дискуссии, по проблемам трудового воспитания, «Устные журналы», «Педагогические гостиные», «Дни добрых дел», вечера вопросов и ответов, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, презентации, проекты, конкурсы и т.д. Рекомендации носят индивидуальный характер, так как каждая семья и ребенок уникальны.

С целью сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи на основе информированности, вовлеченности в жизнь ребенка в детском саду, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг на протяжении многих лет в ДОУ выпускается ежемесячное издание для родителей «Дошколенок». Ежегодно один – два номера газеты полностью посвящены подготовке детей к школе, кроме того опубликованы статьи: «Маленький помощник», «Советы педагога: совместный труд. Правила работы», «Что важно помнить, если ребенок помогает вам на дачном участке», «Труд старшего дошкольника в семье». На страницах газеты родителям сообщаются теоретические знания, анализ данной проблемы по ДОУ (результаты анкетирования), игры и практический материал. Большой интерес у родителей вызвал выпуск информационных буклетов по темам: «Труд и готовность к школе», «Если ребенок ленится», где подобраны конкретные практические советы, а материал подготовлен в сжатой форме.

Одним из информационных проектов ДОУ в работе с семьей стал «Почтовый ящик». Реализация проекта позволила ДОУ продемонстрировать свою заинтересованную, деятельную и действенную позицию в вопросах подготовки детей к школе, а родителям – готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада. Из-за нехватки времени, родители часто не могут встретиться со специалистами, побеседовать с воспитателями или заведующей. Поэтому они активно воспользовались «Почтовым ящиком» и получили ответы на свои вопросы в виде памятки, буклета, консультации, которую можно прочитать в транспорте, на работе или спокойно дома.

Именно в семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, дети могут наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые и принимать участие в посильной помощи взрослым, выполнять свои обязанности. Учитывая, что такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в детском саду не в полной мере, мы создаем условия, при которых дети и родители могут трудиться вместе: организуем субботники по благоустройству участков детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для птиц, шитье кукольной одежды.

Действенной формой привлечения семьи к трудовому воспитанию старших дошкольников стали мастер-классы для родителей: «Роль рукоделия в трудовом воспитании ребенка 6-7 лет» и «Рукоделие – как массаж биоэнергетических точек и нервных окончаний на ладони и пальцах». Воспитатели рассказали родителям и детям об одном из самых распространенных женских увлечений – рукоделии и его роли в развитии ребенка. Педагог-психолог рекомендовала вязание и вышивание для тренировки чувства цвета у ребенка, развития памяти, внимания, мелкой моторики, усидчивости, формирования волевых качеств. Наглядная, убедительная, доступная информация, с использованием показа, схем, готовых изделий заинтересовала родителей и детей. А врач-педиатр, приглашенный на мастер-класс, убедила их в том, что массаж необходим детям не только для повышения иммунитета, но и для общего развития в целом.

Работа по подготовке детей к обучению в школе сложна и многогранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований, готовых рецептов. По результатам наблюдений, из анкетирования родителей первоклассников, бесед с учителями начальных классов, мы сделали вывод, что именно система взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дает свои положительные результаты в формировании произвольности психических процессов, развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в первом классе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Сформированные в дошкольный период детства навыки и умения, позволяют ребенку избежать большого количества повседневных проблем, что положительно скажется на успеваемости и общей успешности в школе.