Государственное Образовательное Учреждение

Детский сад № 1914

КОНСПЕКТ

индивидуального логопедического занятия на тему:

«Звук Л»

Учитель-логопед ГОУ д/с № 1914

Кирпичева Наталья Владимировна

МОСКВА

2010

Дата проведения: 29. 10. 2010

Тема: Звук Л

Цели.

Автоматизировать звук [Л].

Активизировать и развивать психические функции.

Воспитывать положительные личностные качества, желание помогать.

Задачи:

развитие подвижности артикуляционного аппарата; уточнение артикуляции звука [Л];

автоматизация звука [Л] в словах (без стечений согласных), в простых распространенных предложениях;

развитие фонематических процессов;

развитие слухового и зрительного внимания, тактильного и зрительного восприятия;

отработка навыка фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

активизация и расширение словарного запаса;

развитие голосовых модуляций;

развитие мелкой моторики;

воспитание сознательно правильного произношения звука л, навыков самоконтроля;

воспитание положительных личностных качеств (доброта, сострадание), стремления оказывать помощь.

Оборудование: изображение Золушки, список «поручений», зеркало, предметные картинки, игра «Листопад», игра «Шкафы», тетрадь с домашним заданием, компьютер.

Речевой материал: слова, предложения с преобладанием в них звука Л.

План занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

III. Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.

IV. Развитие фонематического слуха.

V. Автоматизация звука [Л] в словах.

VI. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

VII. Итог занятия.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Л: Здравствуй, Ульяна! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Р: Здравствуйте, у меня всё хорошо!

Л: Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие!

Л: Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Губки пожуем мы, шарики надуем,

И губами вправо-влево потанцуем!

Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

II. Сообщение темы занятия.

Л: Ульяна, сегодня у нас необычное занятие. Посмотри, к нам пришли гости. А еще один гость спрятался. И чтобы этот гость появился, тебе нужно будет отгадать загадку. Слушай внимательно!

Она красива и мила,

Имя её от слова «зола». (Золушка)

2) Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла!

(Золушка)

Р: Это Золушка!

Л: Правильно, к нам в гости сегодня пришла Золушка! (Появляется изображение Золушки). Аня, если ты заметила, то в ее имени (в слове «Золушка») есть звук, с которым мы особенно «дружим» в последнее время. Я сейчас произнесу это слово еще раз, а ты послушай и скажи, о каком звуке идет речь. (Логопед произносит слово, выделяя голосом звук [Л])

Р: Это звук [Л]!

Л: Правильно! Тема нашего занятия сегодня – «Звук Л». Мы будем продолжать учиться произносить звук [Л] правильно.

III. Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.

Л: Ульяна, а ты помнишь сказку про Золушку? Почему ей жилось нелегко? Куда она мечтала попасть?

Р: Злая мачеха не давала ей отдыхать, всегда давала ей поручения. Золушка хотела попасть на бал.

Л: Правильно! Вот и на этот раз у Золушки много поручений, а она так хочет попасть на бал..! Она уже представила, в каком платье она будет..! Поможем Золушке справиться с делами?

Р: Да, поможем!

Л: Тогда приступим прямо сейчас!

Л:Давай посмотрим список поручений Золушки!(перед ребенком список) Будем выполнять всё по порядку. Итак, первое задание – вспомнить, как правильно произносится звук [Л] – что делают в это время губы, язычок… А теперь произнеси звук [Л] правильно, громко, четко.

(Ребенок произносит звук изолированно перед зеркалом)

IV. Развитие фонематического слуха.

Л: Молодец! С первым заданием ты справилась очень хорошо! Мечта Золушки попасть на бал начинает сбываться…(Появляется слайд № 1) Переходим к следующему заданию. Поручение вот какое. (появляется слайд № 2). Помоги Золушке определить: правильно или неправильно произносятся слова, которые я буду говорить. Если слово я скажу правильно, то ты нажмешь зеленую кнопочку, а если услышишь ошибку – нажмешь красную. Ты готова? Тогда слушай внимательно!

Лук, люк, лук, вук, йук, лук, лук, вук, лук.

Лампа, вампа, лампа, уампа, лампа, лампа, лямпа, лампа.

Л: Молодец, ты всё правильно сделала!

V. Автоматизация звука [Л] в словах.

Л: Золушка благодарна тебе за помощь! Ну что ж, давай посмотрим, какое следующее поручение… (появляется слайд № 3) Злая мачеха отправила Золушку в магазин за продуктами, но купить она должна только те продукты, в названиях которых есть звук [Л]. Нажимай мышкой на нужные продукты и называй их (работа за компьютером).

Молоко, шоколад, лапша, лук, булочка

А теперь скажи предложениями, что купила Золушка в магазине.

Р: Золушка купила молоко. Золушка купила шоколадку. (и т.д.)

Л: Молодец! И с этим заданием ты справилась правильно и быстро! Давай посмотрим на список, что еще осталось выполнить. Золушке нужно убраться в доме, разложить все предметы по местам. В первом шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в начале. В средний шкафчик нужно положить предметы, в названиях которых звук [Л] находится в середине. А в третьем шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в конце. Понятно тебе задание? Тогда давай помогать Золушке. Называй картинки и клади их в нужный шкафчик.

Ложка, лак, одеяло, лампа, ландыши, лото, ловушка, юла, булавка, палатка, шило, бокал, пенал, котел.

(Задание выполняется стоя около стола)

Л: Молодец!

VI. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Л: Посмотрим, что же дальше следует по списку. В доме Золушка убралась, а теперь ей нужно убраться вокруг дома. Золушка должна убрать опавшие листья. Поможешь Золушке?.. Но посмотри внимательно, листья двух цветов – красные и желтые. Если вы с Золушкой поднимете красный листик, ты должна будешь говорить громко, а если желтый листик – то голос твой должен стать тихим. Но ты ни в коем случае не должна забывать про звук Л! Понятно тебе задание? Тогда начинаем! Поднимай по одному листочку и отдавай мне.

(На полу, сбоку от стола, разложены листья, на которых с обратной стороны написаны предложения. Логопед читает предложения, ребенок повторяет)

У лайки белые лапы. У Милы голубое полотенце. Стул упал на пол. У Луши белые голуби. Мила поставила лампу на стол. Михаил сделал Володе укол. Золушка подметала и мыла полы. Алла дала Володе пилу и молоток. Мила вымыла ладони.

Ветер северный подул

Подуть на пальцы.

и все листья

С липы сдул.

Полетели, закружились

Ладони обеих рук зигзагами плавно

опустить на стол.

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

Постучать пальцами по столу.

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,

Постучать кулаками по столу.

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Плавные движения кистями рук вперед – назад – вперед.

Одеялом их накрыл.

Ладони крепко прижать к столу.

Л: Умница, как хорошо у тебя получается помогать Золушке! Давай мы немного отдохнем. Повторяй движения за мной.

Л: Но на этом задания не заканчиваются. Теперь Золушка должна проверить, правильно ли ее сестры выполнили свои домашние задания. Я буду читать предложения, и если в нем есть ошибки, ты их исправишь!

Стол положил ложку на Володю. Велосипед сел на Михаила. Футбол поехал на Володю. Жук стучал по коре и искал дятла. Стул сел на Михаила. Полы мыли Милу. Гол забил Володю. Шоколад положил на стол Ладу. Лопатка взяла Лушу. Молочная лапша сделала маму.

Л: Ульяна, ты очень хорошо справляешься со всеми заданиями! Посмотри, осталось последнее задание (появляется слайд №4). Золушка должна разобрать эту кучу предметов. Называй всё, что видишь, а я буду считать. Посмотрим, сколько предметов ты сумела увидеть (ребенок выполняет задание). А теперь нажми на улыбочку, проверим, правильно ли ты выполнила задание…Молодец! Всё верно!

VII. Итог занятия.

Л: Ульяна, вот и закончились все поручения, посмотри, ни одного не осталось! Теперь Золушка может отправиться на бал и встретить там Принца! Она благодарна тебе! (слайд № 5)

Л: Наше занятие подошло к концу. Скажи, с каким звуком мы сегодня работали? Что тебе запомнилось больше всего?… Ты очень постаралась, молодец!