Конспект

интегрированного занятия

с детьми подготовительной

к школе группы

тема: «Рябиновая Русь»

педагог: Прокофьева Г.Е.

Цель: создание светлого образа нашей Родины, есенинской Руси.

Задача: пробудить в сердцах детей нежные чувства к родной речи, к любимой земле, желание знать и почитать традиции своего народа;

С помощью поэтических, музыкальных и художественных образов воспитывать ребят ценителями красоты русской природы;

Познакомить детей с творчеством певца русской природы С. Есенина;

Закрепить знания о народном промысле хохломских мастеров; технику работы кистью и тычком в стиле хохломских художников;

Учить детей правильно выполнять все прием росписи: примакивание, тычок, отрывистый мазок, рисование концом кисти;

Развивать у детей чувство цвета, ритма и композиции;

Развивать певческие и ритмические способности детей.

Ход занятия: зал украшен детскими рисунками и поделками, вышивкой, украшенными рябиновыми орнаментами. На стенах и в напольных вазах – грозди и ветки рябины. На декоративных столиках – посуда мастеров хохломы.

Под мелодию «Вечерний звон» дети свободно входят в зал, осматривают его, любуются оформлением.

Педагог: Быть может, вся природа –

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа –

Различность голосов?

Быть может, вся природа –

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа –

Желанье красоты?

(Стихотворение Константина Бальмонта

читался под запись «Как прекрасен мир вокруг»).

По словам Владимира Солоухина – замечательного русского писателя, надо дождаться, пока красота сама пригласит тебя в собеседники, а не скользить по ней суетливым, поспешным взглядом. И сегодня, ребята, мы дождались момента, когда красота приглашает нас к себе в гости. Посмотрите на наш зал. Как он красив!

(Дети делятся друг с другом впечатлениями об оформлении зала).

У нас сегодня удивительное занятие «Рябиновая Русь», которое посвящается красоте родной земли и, пожалуй, одному из самых поэтичных деревьев России. А какому, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Ребенок: Что за дерево такое:

Только осень на пороге –

Вся зардится, как заря,

Красной ягодой горя.

(Дети садятся на стульчики. Педагог берет в руки красивую ветвь рябины).

А вы, я вижу, неплохо приготовились к этому занятию – принарядились: девочки бус рябиновых понавешали, мальчики картузы приукрасили рябиновыми гроздьями. Да и я вот какую красивую ветку рябины нашла.

Поставь рябиновую ветвь

На стол в стакане.

И в темноте дрожащий свет

Не перестанет

Струится от её плодов,

Мерцать тревожно…

О, как хотелось и для слов

Того же!

Пусть слово излучает свет,

Во тьму не канет.

Поставь рябиновую ветвь

На стол в стакане.

(В.Широков)

Есть поверие, что рябина, посаженная перед домом, оберегает от недобрых людей. Когда она цветет, то белые шапки крупных соцветий накрывают вершины рябин. Светлые ночи в народе так и называются «рябиновые ночи» – душистые, росистые. Без затмения сияет небо, «заря с зарею сходятся». Больше двух месяцев по всей России, от юга до заполярных лесов, благоухает цветами рябина. А ягоды её созревают вместе с желтыми листьями, с созреванием брусничника, и орехами. Начинается золотая осень! А знаете ли вы о рябине какие-либо пословицы, приметы?

- На рябине много ягод – быть зиме снежной да суровой.

А что еще вы знаете о рябине?

- Ягоды после первого мороза становятся не такими горькими.

- Из ягод рябины варят варенье и используют его для лечения, т.к. в рябине много витаминов.

- А еще делают сироп.

Педагог: Да, рябина очень полезное дерево для человека. А вот почему мы все же очень много ягод оставляем на дереве? Да, ими питаются всю долгую голодную и холодную зиму птицы.

На Руси рябину с древних времен любили и почитали, слагали о ней стихи и песни, хороводы водили вокруг красы земли русской.

(Исполняется хоровод «Рябинка»).

Какое же это замечательное, поэтическое время года – время «рябиновых костров». 3 октября любого года рябины и березы шумят по-особому, и осень входит в наши сердца по-иному: по – есенински. Именно в такую пору родился русский поэт Сергей Есенин. Ему посвящается это занятие.

Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг её подков.

Схимник – ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным.

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

(Исполняется «Отговорила роща золотая»).

Красота родного края и русского слова, песни матери и сказки бабушки,

духовные стихи странников – все это способствовало поэтическому пробуждению Есенина.

Педагог (под музыку):

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их всех в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

И, конечно же, не могла не отразится красота рябины в изделиях мастеров. В каком промысле мы чаще всего любуемся орнаментом «рябинка»… Конечно, это золотая Хохлома. Давайте же на несколько секунд замрем от восторга, глядя на золотые переливы хохломской росписи.

(Под музыку (русские наигрыши) входит девочка – хохлома).

А вот и хозяйка этого золотистого чуда. В гости к нам пришла сама золотая Хохлома!

Хохлома: Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая хохлома.

И богата, и красива,

Гостю рада от души

(кланяется)

Кубки, чаши и ковши

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Коробейник (под наигрыши):

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши

Покупайте Хохлому нашу!

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь.

Ложки золоченые, узоры крученые!

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

(Дети разбирают силуэты хохломской посуды из бумаги желтого, красного и

черного цветов, рассматривают).

Педагог: Ох, и проказник этот коробейник – продал нам не расписанную посуду. Ну – да не беда – подавайте краски сюда. Наши маленькие мастера распишут эту посуду не хуже настоящих хохломских художников.

Изодеятельность.

Дети расписывают силуэты блюд, кринок, ложек, кокошника, сарафана, рубахи, фартучка, коровки и др. с помощью кистей № 2, 4, 6, тычков и гуаши.

Расписанные «изделия» сразу же выставляются «на продажу» на силуэты полок в «торговом ряду».

Дети – коробейники расхваливают свои «изделия»:

«Частушки»

1-ый Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

2-ой Хохлома да Хохлома-

Разукрашу все дома,

А потом всю улицу,

Петуха да курицу!

3-ий Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

4-ый Надою я молока

И налью котенку,

Разрисую Хохломой

Милую Буренку!

Педагог: «И в шесть , и в десять лет, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует:

Цветы, рисунки, лес и сказки…

Все нарисуют, были б краски

Да лист бумаги на столе

И мир в семье и на Земле!»