Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе для воспитателей п.Славянка Хасанского муниципального района

«Есть у моря свои законы»

Знакомство с картинами Айвазовского.

воспитатель: Бычкова Ольга Михайловна

«Есть у моря свои законы»

Подготовительная группа

Программное содержание: Цель. Приобщить детей к прекрасному миру поэзии, музыки, живописи.

Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Задачи.

- учить рассказывать о таком явлении, как морская стихия.

-продолжать учить составлять предложения разного типа (простые распространенные и сложные) из личного опыта, используя свои знания и передавая свои чувства;

-подбирать определения к слову «море»

- формировать умение правильно воспринимать и чувствовать настроение, отраженное в поэзии, музыке и в живописи;

- умение выделять основные выразительные средства используемые художником;

-развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами (буря, шторм, стихия, грозовые тучи, тревожное море, цунами, маринист, марина…)

-воспитывать интерес к изобразительному искусству, способствовать устанавливать гармонию с природой ,чувство прекрасного;

Задачи музыкального руководителя.

- Продолжать знакомство с музыкой , композиторов – классиков;

- Узнавать музыкальные произведения, определять характер, выделять музыкальные средства выразительности;

- Развивать фантазию, коммуникативность. Повышать эмоциональный настрой у детей;

- Воспитывать любовь к искусству.

Материал: Репродукции картин «Черное море», «Девятый вал», «Восход солнца» , «Море. Коктебель», «Радуга», «Ледяные горы». Аудиозапись.

Ход занятия:

Дети заходят в зал здороваются.

- Ребята, занятие у нас сегодня необычное. Но прежде я хочу, чтобы вы в тишине услышали звуки и узнали их (предлагаю детям аудиозапись «Шум моря»).

-Узнали эти звуки? Что они вам напомнили? (ответы детей).

- Да, это шум моря, морского прибоя. А кто из вас был на море? (высказывания детей). А вы знаете, что море бывает разного цвета? Об этом говорится в стихотворении Григория Поженяна.

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки.

Море может быть то зеленым,

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня, свинцово-сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым светло-синим,

Чуть колышимым легким бризом.

Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым,

С гордой гривой в часы прилива.

Море может быть голубое!

И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт – и под тобою

То ли небо, то ли море.

Но бывает оно и черным,

Черным , мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся, горбатым.

- Давайте вспомним какие цвета упоминаются в стихотворении (зеленый, свинцово-сизый, светло-синий, лиловый, красноватый, голубой, четный). Какие из этих цветов вам знакомы? (ответы детей). Как вы думаете, от чего зависит цвет моря? (от времени суток, освещенности, погоды, глубины моря).

- Море производит на людей большое впечатление. Когда они приезжают, то могут подолгу смотреть на него. Почему? ( любуются его цветом, волнами- ведь они тоже бывают совершенно разными). Из ваших рассказов я поняла, что вы все были на море и видели волны. Какими они могут быть? (беспокойными, пенистыми, лохматыми).

- Море воспевают не только поэты , но и художники. Вы знаете , как называется пейзаж , изображающий море? ( морской). Если говорить точнее, называется он «марина», а художников, рисующих морские пейзажи , называют «маринистами». Это новое для вас слово, постарайтесь его запомнить. ( дети повторяют за воспитателем это слово)

- Мы рассматривали некоторые картины известного художника-мариниста. Кто вспомнит , как его зовут? (Иван Константинович Айвазовский)

- Посмотрите на эту картину. Что на ней художник изобразил? Правильно, изобразил только небо и воду, бесконечную череду волн. Какие чувства вызывает у вас эта картина? ( беспокойство, тревогу) Художник назвал эту картину «Черное море» , как вы думаете ,почему?( небо хмурое, местами даже черное, начинается ветер, на море появились волны, кажется, что скоро начнется буря.)

- А вот другая картина Айвазовского . Что художник на ней изобразил? ( большие волны, яркое небо, бушующее море.) А что на переднем плане? ( обломок мачты, за которую цепляется несколько человек.) Что случилось с кораблем? ( потерпел кораблекрушение, разбился) Как вы думаете почему? ( была буря, шторм) А какое время суток изображено на картине? ( это день: сквозь грозовые тучи пробивается солнце, освещая тучи и море) Что поднимается над головами людей? ( волна) Какая это волна? (зеленая, голубая, в ней отражается солнце , и она имеет красный и желтый оттенок) Что мы видим на гребне волны? ( пену) Какая она? Ведь пена белая, а здесь она еще каких цветов? ( желтоватая, красноватая) А почему? ( ее освещает солнце) Как бы вы назвали эту картину? ( ответы детей) А художник назвал ее « Девятый вал»

- Игра пантомима « Кораблик в бушующем море»

Представьте себе, как чувствует себя маленький хрупкий кораблик, попавший в морскую бурю, сбившийся с курса , затерявшийся в пучине вод. Что с ним происходит?

(звучит музыка, дети через пантомиму показывают кораблик в бушующем море)

-Воспитатель рассказывает спокойным , тихим голосом

Кораблик качается на волнах.

Его бросают волны с борта на борт,

Он то пропадает в бурных водах,

То поднимается на гребень волны.

Он борется со штормом.

(музыка стихает)

- Художник изображает не только холодные моря , но и теплые. Найдите такую картину на нашей выставке. ( дети подходят к картине «Восход солнца») Картину художник назвал «Восход солнца». Какими словами можно описать это море? ( спокойное, чистое, нежное, теплое, ласковое) А небо? ( голубое, прозрачное, лазурное, чистое)

Хотели бы вы войти в эту картину и побывать там немного? Почему? ( там хорошо, тепло, хочется покупаться в море, полежать и погреться на теплом песке, на берегу построить песочные замки)

Музыкальный руководитель.

-Художники, используя различные изобразительные средства, сумели показать разное состояние моря. Композиторы, используя музыкальные средства выразительности, тоже могут в своей музыке изобразить море.

-Ребята, для вас музыкальная загадка (слушают отрывок)

-Что звучало? («Море» Римского-Корсакова)

-Какими средствами пользуется композитор, чтобы изобразить музыку бушующего моря? ( динамические, тембровые и т.д.)

-Каким изобразил Римский-Корсаков море? (бушующим, величественным, штормовым)

-Всегда ли музыка звучала так? Вспомните начало музыки: море мирное, спокойное. И в конце музыка зазвучала вновь умиротворенно- ветер стих, море успокоилось.

-На других наших занятиях мы продолжим знакомство с творчеством композитора .

Воспитатель.

-Художники изображают море с помощью красок, поэты- с помощью слова, композиторы – с помощью звуков. А можно изобразить море с помощью пластики? Предлагаю детям игру «Море волнуется» (дети исполняют танцевальную импровизацию)

- Ну что же, наше занятие подошло к концу. Но не закончилось знакомство с морем- когда вы отдохнете, я прочитаю вам «Сказку о рыбаке и рыбке», которую сочинил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.