Конспект занятия по экологии для детей 5-6 лет.

« Дикие животные зимой».

Автор: Микитюк Надежда Викторовна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 26 « Ивушка» городского округа Спасск- Дальний

Программное содержание:

- продолжать знакомить с лесом, с жизнью диких животных зимой;

- учить детей выявлять зависимость изменений в жизни диких животных от изменений в неживой природе;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным;

- активизировать словарь детей : берлога, дупло, запасы, кора, вой.

Материал и оборудование:

Продукты (настоящие или картинки): орехи, шишки, морковь.

Декорации : берлога, дерево с дуплом, картины с изображением животных куст.

ТСО:

Магнитофон, диск с записью голосов лесных птиц, вой волка.

Предварительная работа :

-рассматривание картин с изображением диких животных;

- чтение стихов и рассказов о зиме;

- подвижная игра «След в след», « Вокруг себя обернись и в зверя превратись», снежинки.

Ход занятия:

В: – Дети, сегодня нам принесли телеграмму, давайте посмотрим от кого она( рассматривает телеграмму).

- Она от Зимушки- зимы. Сейчас мы ее прочитаем:

- Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в сказочный зимний лес. Я расскажу вам о том, что происходит в лесу зимой.

В : – Давайте уберем игрушки, оденемся потеплее( сначала сам изображает, как он надевает пальто, шапку, сапоги, потом наблюдает за детьми).

- Давайте в сказочный лес к Зимушке-зиме пойдем на лыжах. Возьмем воображаемые лыжи, палки и под музыку отправимся в лес.

( Дети имитируют движения лыжника).

В: – Дети, вот мы с вами и в сказочном лесу. Все укрыто пушистым и белым снегом. Кто это нас встречает? Отгадайте загадку ( загадка о зиме).

- Правильно, это Зимушка – зима, в это время года она хозяйка леса.

Зимушка- зима: – В моем сказочном лесу очень холодно. Все: деревья, кусты, земля- покрыто снегом. Его очень много. На деревьях нет листьев. Осенью они опали и зимой появиться не могут: холодно, мало света. Но, ребята, есть одно дерево, которое остается зеленым и зимой. Отгадайте загадку ( загадка о елке).

Дети :- Это елка.

В: – Правильно, дети, это елка. Зимушка-зима, мы хотим посмотреть как животные подготовились к зиме. Мы принесли им подарки. Поможешь нам?

Зимушка-зима:- Дети, я проведу вас по лесу и мы посмотрим как же живут наши зверята зимой.

В :- Ой, ребята, кто это?

Комочек пуха, длинное ухо.

Летом серый, зимой белый.

Дети:- Это зайчик.

В:- Он зимой не спит, голодно ему- травки нет. Приходится ему ветки с кустов и кору с деревьев глодать. Не очень это вкусно, но что поделаешь! Норы у него нет, спит в снегу под кустом или под елкой. Страшно ему. Много у него врагов : волки, лисы, но его спасает шерсть.

Зимушка:- Какая она у него зимой? Кто знает?

Дети:- Белая.

Зимушка:- Правильно, она белая, как снег. Притаится он под елкой в снегу и его не видно. А еще она и густая- ему не холодно. Так и живет всю зиму.

В:- Давайте угостим его морковкой.( Под кустик кладут морковку).

В:- А сейчас давайте отодвинем ветки, чтобы не спугнуть зверька. Послушайте!

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом.

- Зимушка-зима, может ты нам поможешь узнать кто это?

Зимушка- зима:- Дети , я вам сейчас покажу скорлупки, кто-то сейчас здесь обедал. Догадались кто это?

Дети:- Это белка!

Зимушка-зима:- Конечно же белка. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темных ветвей и стволов серая шубка белки менее заметна, а если бы была рыжей, ее бы все заметили. На зиму белочка строит себе теплое и уютное гнездышко.

Какие припасы готовит себе белочка на зиму?

- Куда прячет свои припасы?

Давайте белочку угостим шишками.( Оставляют возле дупла).

В:- Что-то холодно нам стало,

Надо согреться.

Давайте поиграем в игру «Вокруг себя обернись и в зверя превратись».

Физкультминутка.

( дети имитируют повадки зверей: хитрая лисичка, трусливый зайчик, косолапый мишка).

Зимушка:- Дети, в моем лесу есть большой бугор, из которого идет пар. Как вы думаете, кто находится в нем. Отгадайте загадку.

Кто мохнатый и большой

Летом по лесу гуляет?

А потом всю зиму отдыхает?

Дети:- Медведь.

Зимушка:- Правильно, медведь. Это берлога, в которой спит бурый медведь. Он устраивает берлогу в густом лесу, под вывороченным пнем или упавшим деревом. А бугор получается потому, что снег укрывает зимнюю квартиру медведя толстым слоем снега. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит и ничего не ест.

- Давайте не будем ему мешать и отправимся дальше по зимнему лесу.

В:- Зимушка-зима, я вижу чьи-то следы.

Зимушка-зима:- А может дети нам скажут?

Дети:- Волка.

В:- Правильно, волка.(Звучит запись)

На овчарку он похож

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Зимушка-зима:- Волк не меняет свою шубу, но она зимой становится гуще и длиннее. Летом волки поодиночке разгуливают , потому, что не такие голодные. А вот зимой они сбиваются в стаи, есть им нечего, вот они и нападают на всех, кого встретят в лесу.. Тут еще очень много и других следов. Давайте поиграем в игру « След в след».

В:- Зимушка_ зима, нам пора возвращаться. Мы благодарим тебя за интересную экскурсию по зимнему сказочному лесу и подарим тебе наши сказочные снежинки.

(Дети имитируя движения лыжника возвращаются в детский сад).

Итог

В:- Ребята, скажите, кого мы сегодня повстречали в лесу?

- Как можно их назвать одним словом? ( Животные).

- А какие они животные? ( Дикие).

- Вам понравилось наше путешествие с Зимушкой?