Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Дальневосточные первоцветы»

Воспитатель: Кириллова О. А.

Цель: вызывать у детей интерес к окружающему миру, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представления и знания о Дальневосточных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память, закрепить технику рисования по мокрому листу.

Материал: аудиокассета с тихой, легкой музыкой, иллюстрации весенних первоцветов, бумага, карандаши, кисти, краски.

Ход занятия.

-Загадать загадку о весне:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи

В дом свой, улей, пчела первый мед принесла

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

-Беседа с детьми:

Какие изменения происходят в природе весной, почему? Что именно происходит после таяния снега в лесу? Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? Какие вы знаете первоцветы?

-Загадка:

На проталинах, в лесу, первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь.

-Правильно, это подснежник. Предложить детям найти и показать иллюстрацию подснежника.

-Рассматривание иллюстрации.

-Дальневосточный подснежник имеет научное название – Адонис Амурский. Древняя легенда говорит, что оно дано в честь Адониса – прекрасного юноши, превращенного богами в цветок. По склонам гор, на лесных полянках и опушках золотом горят эти цветы. Это растение обладает лекарственными свойствами, а еще по нему можно определить погоду – перед дождем его цветочки закрываются.

-Стихотворение о подснежнике:

Весенний волшебник, мохнатый подснежник

Напился из льдинки, раздвинул травинки,

Стоит возле шишки смущенным парнишкой,

Потупивши глазки от солнечной ласки.

-В самом начале мая расцветают хохлатки, по форме и запаху они напоминают сирень. Цветет хохлатка недолго – всего несколько дней.

-Рассматривание иллюстрации Дальневосточной хохлатки.

-Стоит только настать теплым весенним дням, как сквозь прошлогоднюю листву пробиваются очаровательные темно – фиолетовые колокольчатые цветочки – прострел.

-Рассматривание иллюстрации Дальневосточного прострела.

-Этот первоцвет называется – гусиный лук. Показать иллюстрацию.

Гусиный лук растет в лесной зоне. От пожилых людей можно услышать, что на лесных полянах, где рос гусиный лук, с наступлением весны всегда прилетали дикие гуси, именно от этого растение получило свое название. Цвести оно начинает в апреле. Рассмотреть иллюстрацию.

-Предложить послушать новую загадку:

Белые фонарики на зеленой ножке

Я весною встретила на лесной дорожке.

-Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю,а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики – колокольчики разносят по всему лесу свой аромат

-Беседа о том, можно ли срывать первоцветы, находясь в лесу. Подвести детей к выводу, что цветами можно только любоваться в лесу, срывать их нельзя, так как жизнь сорванного цветка недолгая. Многие первоцветы занесены в красную книгу, поэтому их нужно беречь и охранять.

Рисование весенних первоцветов (под легкую музыку).

Предложить нарисовать любой первоцвет, используя технику рисования по мокрому листу. Напомнить последовательность рисования.

В конце занятия организовать выставку весенних первоцветов.