Образовательная деятельность по формирование элементарных математических представлений в группе старшего дошкольного возраста

Тема: Отсчитывание предметов в пределах 10 по образцу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская.

Цели: закреплять порядковый счет в пределах 10; обобщать знания об геометрических фигурах; воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Планируемые результаты: иметь элементарное представление о составе чисел от 1 до 10; может удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 минут; уметь работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.

Материалы и оборудование: игрушки (белка, ёжик); набор цифр; счётные палочки; голубая бумага или ткань, выложенная в виде ручейка и реки; полоска белой бумаги; силуэт машины из геометрических фигур; раздаточный материал.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Дети, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А поедим мы на том, что я загадаю.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

Носит обувь из резины

И питается бензином. ( машина)

2. Путешествие на машине.

- Мы сегодня отправляемся в путешествие на машине. А вы все шоферы. Покажите, как сигналит машина, как шофер рулит. Ну, вот мы и прибыли. Давайте оставим свои машины и погуляем. Посмотрите, у нас на пути оказалась белка. Это белка – художница. Посмотрите, какую картину она нарисовала. Давайте присядем и внимательно посмотрим. (Дети садятся, белочка раскладывает перед детьми карточки с цифрами от 1 до 10.)

- Что нарисовано посредине? (Дерево)

-Что нарисовано справа от дерева? (Пруд с утками.)

- Сколько уток? (4). Покажите эту цифру.

- Что нарисовано слева? (Грибы.)

- Сколько грибов? (2) Покажите эту цифру 2.

- Чего, ребята, не хватает на картине? Что бы вы нарисовали? (Ответы детей)

- А когда ничего нет, пусто, каким числом мы обозначаем? (0.) Покажите 0.

- Я думаю, что там не хватает солнышка. И мы поможем белочке нарисовать солнышко!

( Воспитатель рисует круг солнца, дети дополняют его лучами.)

- Возьмите счетные палочки и постройте что – нибудь для белочки. (Дети самостоятельно строят из палочек фигуры, предметы.)

- А теперь поедим дальше по лесной полянке. На пути у нас ручеёк. Какой ручеёк? (Узкий, короткий.)

- Мы можем его перешагнуть. (Дети перешагивают и оказываются у речки.)

-Дети, что это? (Речка.)

- А как назовем эту речку? Какая она? ( Широкая, глубокая, длинная.)

- А как нам её перейти? (Нужно построить мост.)

- Молодцы, тем более дощечки лежат рядом! (Дети выстраивают из полосок бумаги мост через реку.)

Подвижная игра «Численник»

Играющие выбирают водящего. Становятся вместе с ним в шеренгу и рассчитываются по порядку номеров. Дальше образуют круг, в середине которого становится водящий. Он подбрасывает мяч вверх, называет номер и бежит из круга. Тот игрок, чей номер был назван, старается поймать мяч на лету. Если ему это удаётся, он возвращается на свое место. Если же мяч ударился об пол, то игрок меняет водящего.

Дети строятся в колонну, затем на цыпочках проходят через мост.

- Ой, посмотрите, кто нас встречает? (Ёжик.)

- Где сидит ёж? (На пеньке.)

- Он хочет с нами поиграть.

Игра « Назови правильно».

Ёжик сидит на пеньке (около него, за ним). Дети должны сказать, где находится ёжик.

Математические задания

Загадайте детям загадку:

Я нашел в дупле у белки

Десять штук орешков мелких.

Вот еще один лежит

Мхом заботливо закрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай – ка!

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Как получилось число 10? ( 9+1=10; 5+5=10 )

Прочитать стихотворение И. Блюмкина:

Ничего нет проще

Число десять написать.

Нужно только к единице

Справа ноль пририсовать.

- Молодцы, вы пришли к машине. Да вот беда, здесь небольшая поломка, её нужно устранить!

Игра «Устраним поломку»

Дети рассматривают силуэт машины, выложенный из геометрических фигур, и находят ошибки: вместо колес треугольники, двери не квадратные, а овальные, кабина – круглая и т. д.

( Дети из раздаточного материала строят машины.)

- Ну вот, поломка устранена! Нам пора домой! (дети имитируют звук машин и передвигаются по группе.)