Конспект занятия

по математическому развитию

старшая группа

«Фрукты и ягоды»

Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве;

- обучать детей контролю и самоконтролю, развивать коммуникативные способности;

- развивать навыки счета, представления о составе чисел в пределах 10, деление целого на равные части;

- формировать понятия “равные и равновеликие” фигуры;

- развивать логическое, комбинаторное, вариативное мышление, память, пространственное” воображение, способность к элементарному моделировании свойств и отношений;

- воспитывать инициативность, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: силуэты кустарников, плодовых деревьев, клумбы, дома, лужайки, скворечника, полотно для плана участка; фигурки различных по длине лесенок, коробка: 15 х 15 х 5, разделенная на 9 равных частей перегородками, круги, овалы, модели груш разного цвета, квадраты 12×15 см разделенные на 9 равных частей, с прорезями для вставления фигурок плодов, фигурки плодов, два бумажных торта квадратной формы, наборы кругов разных цветов, фланелеграф, листы бумаги, карточки с цифрами.

Ход занятия.

I. Воспитатель. Садовник просит помочь ему правильно и красиво оформить свой садовый участок, давайте поможем ему. “В центре сада растет яблоня, справа от нее в глубине – груша. Слева от яблони, но на уровне груши – сливовое дерево. Дом построен у центральной дороги, впереди яблони. За домом клумба. На ней растут ландыши, ноготки, флоксы Впереди зеленая лужайка – газон. Справа, около дома, бузина с красными ягодами. Ягоды бузины для человека ядовиты, а птицам поздней осенью помогают выжить. Слева по краю участка расположены два куста черной и красной два куста смородины. Справа, также по краю участка, я посадил два куста белой смородины и три куста синей жимолости. Ягоды Жимолости с синей окраской съедобны, а с красной, оранжевой и бордовой ядовиты. Между сливой и яблоней растет вишня, в конце сада посажены кусты малины,” /Во время рассказа садовника дети по очереди подходят к столу, выбирают нужные фигурки и ставят их на полотне. Возможные ошибки исправляют сами/

Воспитатель. Как вы думаете, почему садовник посадил кусты по краю участка, а плодовые деревья ближе к центру? Тень от каких деревьев будет длиннее?

Ребенок. Тень будет длиннее от деревьев,

Воспитатель. Чтобы не затенять соседний сад, деревья и кустарники располагают примерно так как, сделал наш садовник. Яблони и груши высокие, и тень от них будет падать на соседний участок, если их посадить по краю сада. Кусты низкие, тень от них будет не большой. Садовник сказал, что кусты малины он посадил у забора. Почему не рядом со смородиной?

Ребенок. Малина растет быстро, она может “переползти” в соседний сад, ее корни могут помешать соседям.

Садовник просит выбрать место, где лучше поставить столик и скамейку.

Дети обсуждают, где удобней расположить столик, скамеечки и почему.

2. Игра «Сбор урожая».

Воспитатель. /проблемная ситуация/ Как помочь садовнику убрать урожай? /Нужны лестницы/. Воспитатель выставляет на наборное полотно лесенки. Определите какая лесенка к какому дереву подойдет, /Дети сравнивают количество ступенек у лесенок, их высоту. По высоте деревьев /фигурок/ определяют, какую лесенку к какому дереву следует поставить. В результате коллективного обсуждения приходят к выводу: самая низкая лесенка /две ступеньки/ подходит к сливе, вторая лесенка /4 ступеньки/ – к яблоне, так как она выше сливы, третья лесенка /6 ступенек/ – к груше: груша выше яблони, она самая высокая. Дети сравнивают лесенки, прикладывая одну к другой по количеству ступенек. Воспитатель делает обобщение о высоте лесенок, количестве ступени, показывает две лесенки одинаковом высоты, но с разным количеством ступенек /4 и б/.

Воспитатель. Эти лесенки одинаковые?

Ребенок. Разные.

Воспитатель. Чем они отличаются?

Ребенок: У них разное число ступенек.

Воспитатель. Можно сказать, какая выше, а какая ниже?

/Дети спорят, отстаивают свое мнение и приходят к выводу, что точно сказать нельзя, так как расстояние между ступеньками у стих лестниц разное/.

Воспитатель. А почему мы с вами раньше могли сравнивать лестницы по числу ступенек? Может мы ошиблись?

Ребенок. Расстояние между ступеньками у тех лестниц были одинаковые.

Воспитатель. Какая же лесенка самая высокая?

Ребенок Та у которой 6 ступенек.

Воспитатель. Какая самая низкая?

Ребенок. Та у кетовой 2 ступеньки.

Воспитатель. Какая лесенка средняя?

Ребенок. У которой 4 ступеньки. Эта больше чем 2, но меньше чем 6 ступенек.

3. Игра «Составление подарков».

Воспитатель. Садовник обращается к нам с еще одной просьбой: Помочь сделать ему подарки для друзей. /Показывает детям коробку разделенную перегородками на 9 равных частей/. Сколько плодов можно положить в эту коробку?

Ребенок. 9, так как в коробке 9 ячеек.

Воспитатель предлагает детям найти на столах квадраты, разделенные на девять равных частей. В каждой из них есть прорези, которые дети будут вставлять фрукты.

Воспитатель. Садовник просит разложить яблоки, груши, сливы так, чтобы в каждой коробке расположение плодов было разное, у каждой стенке лежали три разных плода и в каждом ряду и в каждом столбике расположение плодов не повторялось. /Дети раскладывают “вставляют” силуэты яблок, груш, слив; слива – овал синего цвета, яблоко – круг, красного цвета, груша – треугольник желтого цвета/.После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его выполнения каждым ребенком, обращая внимание на одинаковые и различные варианты. Дети подсчитывают, сколько разных вариантов получилось, скольким друзьям можно послать подарки/.

4. Игра «Деление тортов».

Садовник набрал ягод, а дочь к празднику испекла два торта. Как вы думаете, на сколько человек можно разделить этот торт? Надо разделить так, чтобы каждому досталось по ягодке и кусочки торта были равными. Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок торта, украшенный ягодами малины.

Воспитатель. Какими ягодами украшен торт?

Ребенок. Малины.

Воспитатель. Сколько ягод было использовано для украшения торта?

Ребенок. Восемь.

Воспитатель. Как ты узнал?

Ребенок. Сосчитал.

Воспитатель. А как по-другому сосчитать?

Ребенок. Можно к 2 прибавить 2, 2 и еще 2

Воспитатель ставит карточку с цифрой 8, а под ней еще 4 карточки с цифрами 2, объясняя, что считали ягоды столбиками или 2.

Воспитатель. А как можно еще сосчитать?

Ребенок. Можно узнать сколько ягод в верхнем ряду, сколько в нижнем ряду и сложить. 4 прибавить 4 получим 8.

Воспитатель выставляет две карточка с цифрами 4. Дети закрепляет состав числа 3 из двух меньших чисел.

Воспитатель. Найдите у себя квадраты с красными точками и подели те их на 8 равных частей /Дети путем перегибания листа делят квадрат на 8 равных частей.

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок другого торта, украшенного черными ягодами.

Воспитатель. Чем украшен торт?

Ребенок. Ягодами смородины.

Воспитатель. Это ягоды черники. Где их собирают?

Ребенок. В лесу.

Воспитатель. А сможете вы этот торт разделить на 8 равных частей? Так чтобы каждом; досталось по целой ягодке? /Дети делят торт на 8 равных частей. Воспитатель предлагает найти разные способы деления. В результате индивидуальной, коллективной деятельности дети получили два способа деления торга/.

Воспитатель. Какой формы кусочки?

Ребенок. Прямоугольной и треугольной.

Воспитатель. Какой кусок больше? Какой меньше? Вырежьте по одному кусочку и сравните.

5. Игра «Наборы из фруктов».

Воспитатель. Папа сорвал в саду 2 яблока и 6 груш, причем 6 фруктов он положил в вазу. Лежит ли в вазе груша?

Ребенок. Если он положил 6 фруктов, то там лежит одна груша: яблок только 5.

Воспитатель. А может, он не положил в вазу ни одного яблока.

Ребенок. Тогда в вазе одни груши их 6.

Воспитатель. А если он положил одно яблоко.

Ребенок. Если он поломил одно яблоко, то там 5 груш.

Воспитатель: Возьмите из своих наборов яблоки и груши, так же возьмите карточки с цифрами. Покажите, как можно сделать наборы из 6 фруктов.

Дети составляют разные наборы.

6 6

3Г 3Я 4Г 2Я

2Г 4Я 5Г 1Я

1Г 5Я

6. Рефлексия.

Доволен ли садовник?

Какое задание для вас было самым сложным? Почему?

А какое было самым интересным?

Как вы считаете гости садовника были довольны от вами составленных наборов?

Садовник очень доволен вами и передает вам угощения: яблоки и груши. Угощайтесь!