Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №72 «Родничок» г. Балаково Саратовской области.

Конспект занятия по

ознакомлению

с окружающим миром (опытно- исследовательская деятельность)

в старшей группе №13

Утверждаю:

Заместитель заведующей по ВОР

Богачева Н.В.

« » 2012 г.

Воздух.

Воспитатель МБДОУ -детский сад

комбинированного вида №72

«Родничок»

г.Балаково саратовской области

Бевзюк Наталья Витальевна.

Ход занятия.

На ковре игра «Покажи, что назову».

Воспитатель. Ребята, покажите , солнце, дождь, снег, метель, порывистый ветер, сильный ветер, легкий ветерок.

Дети показывают.

Воспитатель. Смотрите , ветер принес к нам воздушный шарик. Что это привязано к нему?

Дети. Письмо.

Воспитатель. Я прочитаю его: «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я слышал, что вы проводите разные опыты и много знаете. Помогите мне узнать: Откуда берется ветер? Почему надувается воздушный шар? Что легче, вода или воздух? Почему надуваются и почему лопаются мыльные пузыри? Пришлите мне пожалуйста ответ.

Нужно Незнайке помочь. Я знаю один опыт, который поможет ответить на вопрос: откуда берется ветер? В этом опыте нужно помнить одно правило: Огонь – это опасно! Без взрослых проводить этот опыт нельзя.

1 опыт. Воспитатель зажигает свечу .Подносит ее к верхней части проема двери. Пламя свечи отклоняется в сторону коридора. Почему пламя отклонилось к коридору7

Дети. Там холоднее .Теплый воздух поднимается вверх и улетает из группы.

Воспитатель. Подносит свечу к нижней части проема и пламя свечи отклоняется в сторону группы. Почему пламя отклонилось в группу?

Дети. Холодный воздух тяжелее, поэтому он опускается вниз.

Воспитатель. Холодный воздух нагревается и поднимается вверх .Потоки воздуха меняются и получается ветер. На доске размещен плакат с изображением движения воздушных масс. Воспитатель приглашает одного ребенка рассказать , как получается ветер.

Чтобы наши глаза все хорошенько рассмотрели, подготовим их.

Зрительная гимнастика.

1 Посмотрите на кончик носа, а теперь на плакат на доске. Повторить 3 раза.

2 Зажмурить глаза, открыть их. Повторить 3 раза.

3 Поморгать быстро – быстро. Повторить 3 раза.

Воспитатель. Сейчас мы попробуем ответить на вопрос : Почему надувается воздушный шарик? Посмотрите на схему для опыта. Ребята первой команды, подойдите и возьмите все необходимое для опыта. Дети размещают на столе миски с водой, воронки, сдутые шарики.

Воспитатель. Посмотрите на схему. Что нужно сделать сначала?

Дети. Нужно надеть на трубочку воронки шарик, опустить воронку широким горлышком в воду.

Воспитатель. Что получилось?

Дети. Шарик надулся.

Воспитатель. Почему надулся шарик7

Дети. Вода сжала воздух в воронке, он поднялся в шарик, надавил на стенки шарика, он надулся.

Дети – зрители отвечают. Почему шарик надулся7

Физ. Минутка.

Ветер дует нам в лицо. Движение ладонями к лицу.

Закачалось деревце. Руки вверху, наклоны в стороны.

Ветерок все тише, тише. Амплитуда наклонов уменьшается.

Деревце все выше, выше. Дети выпрямляются.

2 опыт.

Воспитатель. Вторая команда попробует ответить на вопрос Незнайки: Что легче вода или воздух? Посмотрите на схему и приготовьте все необходимое для опыта.

Дети ставят на стол миски с подкрашенной водой, берут пустые пластиковые стаканчики и изогнутые трубочки для коктейля.

Воспитатель. Что нужно сделать сначала7

Дети. Опустить стакан боком в воду и набрать в него воды.

Воспитатель. Что сделаем дальше?

Дети. Повернем стакан вверх дном. Подведем в него трубочку и будем вдувать в стакан воздух.

Воспитатель. Что у вас получилось?

Дети. Стакан всплыл.

Воспитатель. Почему всплыл стакан7

Дети .Воздух занял место воды. Он легче воды. Поэтому стакан с воздухом всплыл.

Воспитатель. Зарисуйте опыт.

Воспитатель показывает опыт еще раз. Что легче вода или воздух?

Дети - зрители отвечают.

Пальчиковая гимнастика.

3 опыт.

Воспитатель. Третья команда поможет ответить на вопрос Незнайки: Почему надуваются и почему лопаются мыльные пузыри?

Посмотрите ,ребята, на плакат безопасности. « Будьте осторожны при обращении с мыльным раствором!» Посмотрите на схему и приготовьте все необходимо для опыта.

Дети ставят на стол тарелки и наливают в них раствор для мыльных пузырей, кладут в середину тарелки маленький кораблик. Берут воронки. Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы надуть мыльный пузырь?

Дети. Нужно опустить воронку в тарелку и через горлышко вдуть воздух Убираем воронку. Кораблик должна остаться под пузырем. (Если пузырь лопнул, то воспитатель спрашивает : почему?)

Воспитатель. Почему надулся пузырь?

Дети. Воздух занял место под мыльной пленкой.

Воспитатель. Почему лопнул пузырь7

Дети. Воздуха слишком много, стенки пузыря невыдержали давления. Пузырь лопнул.

Воспитатель. Зарисуйте опыт.

Дети- зрители отвечают.

Воспитатель. Давайте проверим на все ли вопросы Незнайки мы ответили ?

Откуда берется ветер?

Воспитатель показывает опыт « Почему надувается воздушный шар?»

Дети отвечают на вопрос опыта.

Воспитатель показывает опыт « Что легче вода или воздух?»

Дети отвечают на вопрос опыта.

Воспитатель показывает опыт « Почему надувается и почему лопается мыльный пузырь?»

Зарисовки опытов пошлем Незнайке. Эти опыты вы сможете показать своим друзьям. На переменке каждая команда уберет свое оборудование.

Если останется время, то предложить всем ребятам надуть мыльные пузыри и ,посмотреть у кого получится самый большой.

Цели и задачи исследования.

1 Развить у детей творческие способности, логику мышления, умение зарисовывать опыты.

2 Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.

3 Развивать исследовательский интерес, любознательность.

4 Воспитывать желание бережно относиться к себе, как к части природы.

Задачи.

1 Дать детям понятие о движении воздуха, о том, что ветер – это поток воздуха.

2 Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплый и холодный; теплый – легкий, холодный – тяжелый.

3 Подвести детей к пониманию, что воздух легче воды, воздух имеет давление.

Способы фиксации результатов исследований.

1 Зарисовка опытов.

2 Составление рассказов.

Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности.

Познавательная деятельность.

Рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы о воздухе и его свойствах. Разгадывание загадок.

Речевая деятельность.

Заучивание отрывка из сказки А. С. Пушкина «…Ветер, ветер, ты могуч…» Беседа по стихотворению. Знакомство со словами и активизация их в речи детей: опыт, эксперимент, исследование, оборудование, техника безопасности.

Изобразительная деятельность.

Передать в рисунке ветер сильный, могучий, слабый и спокойный.

Конструктивная деятельность.

Конструирование из бумаги корабликов, вееров.

Игровая деятельность.

Пускание корабликов по воде. Надувание мыльных пузырей.

Работа с родителями.

Консультация «Неизведанное рядом. Развитие поисково – познавательной деятельности у дошкольников».

Оборудование.

Миски с подкрашенной водой , воронки, воздушные шарики, соломенки для коктейля, кораблики, по числу участников опыта. Свеча, спички, подсвечник. Схемы опытов, плакаты по технике безопасности, шаблоны для зарисовки опытов, плакат с изображением движения воздушных масс.

Литература.

Журнал «Дошкольная педагогика» №1/76 январь 2012 г.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом».