Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Почему в космос летают на ракете?»

Задачи: продолжать обогащать и расширять знания детей о космосе и космической технике; развить у детей представления о принципе работы реактивного двигателя, о назначении воздуха для полета самолета. Развивать патриотические чувства и любовь к Родине.

Материалы: листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.

Ход занятия. В гости к детям приходит Незнайка и приносит фотографию ракеты.

Незнайка. Сегодня я принес вам фотографию ракеты, на которой летал на Луну. Мне понравилось путешествие на ракете. Но в следующий раз мне хотелось бы полететь в космос на самолете, потому что ракета летит очень быстро, и я не успеваю все рассмотреть в иллюминатор.

Воспитатель. Можно ли летать в космос на самолете?

Незнайка. Конечно, можно.

Воспитатель. А вы, ребята, как думаете, можно ли полететь в космос на самолете? (Ответы детей.) Помните, в энциклопедии мы читали, что самолет не может полететь в космос, потому что там нет воздуха? Для чего самолету воздух? ( Ответы детей).

Самолет взлетает и летит, как бы опираясь крыльями на воздух, как делают это птицы.

Чтобы представить, давайте сильно подуем под листком бумаги. (Дети выполняют.)

Воспитатель. Что вы видите? (Листок начинает подниматься.) В космос попасть не так-то просто. Помните, мы с вами говорили о силе тяготения? Земля наша очень сильная: все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Для того чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь. Ни автомобиль, ни самолет не могут так быстро передвигаться. Преодолеть земное тяготение и подняться в космос позволяет космическая ракета. Только у ракеты есть такой мощный двигатель, который может разогнать ее до такой скорости. Она стартует вверх, но затем переходит в горизонтальный полет.

Незнайка. Значит, ракета – пока самый быстрый вид транспорта на Земле?

Воспитатель. Да, Незнайка, она самая быстрая, благодаря тому, что у ракеты особый двигатель – реактивный. (Рассматривание картинки с изображением ракеты.) Ракета состоит из нескольких ракет – двигателей, работающих поочередно. Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты – сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в противоположную. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Ребята, хотите увидеть, как работает реактивный двигатель?

Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко. (Дети выполняют.)

Что внутри шарика? (Воздух.)

Воздух внутри шарика не может вырваться наружу. Разожмите пальцы. Что изменилось? Воздух устремился наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей из него воздушной струи.

Незнайка. Так работают все реактивные двигатели?

Воспитатель. Да, Незнайка, именно так.

Затем детям предлагается поиграть с шарами – «Чья ракета быстрее летит».

После успешных полетов искусственных спутников и кораблей с животными стало ясно, что человек тоже может подняться в космос. На корабле из двух частей – спускаемого аппарата и приборного отсека – в космос полетел первый человек.

А вы, ребята, знаете, как зовут первого человека, полетевшего в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

Воспитатель. Правильно. Он поднялся ввысь на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. Именно в этот день мы празднуем «День космонавтики».

В заключении дети зарисовывают принцип работы реактивного двигателя на примере опыта с шарами и дарят одну ракету – шар Незнайке.