Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей коррекционной дошкольной группе по теме «Перелетные птицы»

Милкина Анастасия Васильевна, воспитатель

Коррекционно-образовательные цели.

Знакомство детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, жаворонке, граче и ласточке; обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи:

-образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе;

-образование притяжательных прилагательных, образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе.

Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы), аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия

1.Воспитатель читает стихотворение И.З. Сурикова «Весна»

Над землею воздух дышитДень от дня теплееСтали утром зорьки ярче,На небе светлее.

Восходит солнце над землеюС каждым днем все выше,И весь день, кружась, воркуют Голуби на крыше.

Вот и верба нарядиласьВ белые сережки,И у хат играют дети, – Веселятся крошки.

Вот и лед на речке треснул,Речка зашумелаИ с себя зимы оковыСбрасывает смело.

Берега крутые роет,

Разлилась широко…

Плеск и шум воды бурливой

Слышен издалека.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Хорошее, веселое, радостное и т.д.).

- О каких приметах весны в нем говорится?(День от дня теплее,стали утром зорьки ярче, восходит солнце над землею с каждым днем все выше, верба нарядилась в белые сережки, лед на речке треснул).

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? (Тает снег, появляются листочки, идут дожди, прилетают птицы и т.д.).

- А как называются птицы, которые прилетают из теплых краёв? (Перелетные).

- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка и т.д.).

2. Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1.Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) – Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись). Отгадайте следующую загадку. 2.Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (Ласточка) (включается аудиозапись) 3.Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) (аудиозапись). Следующая загадка. 4.Красивая птица с блестящим черным опереньем. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. (Скворец) (аудиозапись). 5.Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) (аудиозапись). Последняя загадка. 6.Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни и полет вошли в стихотворения. (Жаворонок) (аудиозапись). – Правильно вы отгадали, эти птицы относятся к перелетным.

3.Упражнение «Отгадай и присядь»

Воспитатель приглашает детей на ковер.

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

4. Упражнение «Расскажи о птице»

- Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах. Воспитатель рассказывает, а затем несколько дети по желанию рассказывают о понравившейся птице.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.

Скворец – красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.

- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв). – У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

5. - Давайте поиграем в игру с мячом “Назови детеныша ”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачонок – грачата).

- Скворец (скворчонок – скворчата).

- Кукушка (кукушонок – кукушата).

- Аист (аистенок – аистята).

- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата).

6. Упражнение «Один – много»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

- Грач (грачей).

- Аист (аистов).

- Жаворонок (жаворонков).

- Скворец (скворцов).

- Ласточка (ласточек).

- Кукушка (кукушек).

- Птица (птиц).

- Гнездо (гнёзд).

- Птенец (птенцов).

7. Упражнение «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия)

- У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя);

- Какие птицы подражают пению других? (Скворцы);

- У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста);

- Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы);

- Какие птицы не вьют себе гнёзда? (Кукушка);

- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач);

- Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки).

8. Игра “Собери картинку”.

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это грач.

- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой.

- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты.

9. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

На каждою строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

10. Итог занятия. (Оценка работы детей)

Воспитатель убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, каких перелётных птиц называли, в какие игры играли, что им понравилось делать.