Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление).

Цель: Закрепление звуков [т], [ть].

Задачи: учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в звуко-буквенном анализе, чтению закрытых слогов, слов; в составлении предложений по схеме, в словообразовании; развивать память и мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудованuе: индивидуальные схемы, предметные картинки « Что находится в доме», карточки с буквами, ручки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Назовите транспорт со звуками [т], [ть]?

2. 3акреnлен звуков [т], [ть].

а) Повторение характеристик звука в [т], [ть].

- В тихой деревне Трюфельки жили два друга. Жили, не тужили, потому что очень дружили. Дома у них были похожи. Посмотрите на их дома, отличаются они цветом окон. В одном домике они синие, а в другом – зеленые. И имена у них были похожи. Одного звали Том, а другого Тим.

- Назовите первый звук в слове Том?

- Расскажите о звуке [т]. (согл., глухой, твердый)

- Назовите первый звук в имени Тим?

- Расскажите о звуке [ть]. (согл., глух, мягкий)

- Посмотрите на них. Кто из них Том? А кто Тим? Как вы догадались?

б) Дифференциация звуков ]-[ть].

- Чем похожи звуки [т ], [ть ]?(согласн., глухие)

- Чем различаются ? ( положением языка, твердый – мягкий)

- Друзья перекликаются друг с другом: Если один говорит с твердым – та, то другой отвечает: мягко – тя.

Я буду говорить за Тома, а вы отвечать за – Тима.

то – … ат – …

ту – … ут – …

ты – … от – …

та – … ыт – …

тэ – … эт – …

в) – В доме у Тома и Тима есть мебель и разные вещи со звуками [т] и [ть] в названии.

Раздаю картинки и проговариваю их название дети повторяют, каждый свою. Назовите их. (Стол, кровать, стул, кот, телефон, ботинки, телевизор.) У Тома – предметы со звуком [т], а у Тима – со звуком [ть].

- Скажите, что находится в доме у Тома? А что у Тима?

Дети выставляют свои картинки под домиками Тома и Тима.

- Назовите картинки со звуком [т] в начале, в середине, в конце.

- Назовите картинки со звуком [ть] в начале, в середине, в конце.

г) Упражнение в произношении звуков ], [ть].

- Том и Тим любят трудиться. Их любимая пословица:

« Кто хочет много знать,

Тому меньше надо спать».

- Назовите из этой пословицы слова со звуками [т], [ть].

- Почему так говорят?

- Кто запомнил эту пословицу?

- Повторим эту пословицу хором и запомним её.

3. Физминутка.

Добрый гномик в башмачках

На высоких каблучках

По кирпичикам шагает,

По слогам слова читает:

- Раздели слова на слоги:

Показываю картинку – делим шагами: хором, по одному, парами.

Убираю домики и картинки и разбрасываю буквы.

4. Дифференциация звуков и букв.

- Кто расскажет нам стишок про букву Т.

Т – в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

- Построим из рук букву Т. Повторим хором стишок и покажем антенну.

- Назовите звуки в слоге ат (а, т ) от (о) ут (у, т) – ит (и,т)

- Прочитайте слоги тапридумайте слова с этим слогом –

то

ту

ти

- Чем отличаются звуки от букв? (буквы – видим, пишем, строим из палочек, из рук, шнурков, а звуки – слышим, произносим, поем, говорим)

А П У А К А П О У А П Т А У П

- У вас на столах есть листочки с напечатанными буквами. Зачеркните все буквы А, сколько букв А вы зачеркнули?

- Обведите в круг букву У. Сколько букв?

- поставьте крест на букве П.

- Сколько букв осталось? Какое слово получилось из оставшихся букв?

- К О Т

5. 3вуковой анализ.( схемы на подносах)

а) – Составим схему слова кот.(Дети выкладывают, а я спрашиваю почему?)

Слово ______________

Слог ______

Звуки

- Что нам надо изменить в схеме слова КОТ, чтобы получилось слово КИТ? ПАУК, (первый синий квадратик заменить на зеленый)

Дети работают с индивидуальными схемами.

6. Работа с предложением.

- Наши гномы пригласили в гости Таню.

- Что напечатано у нас на доске? Давайте прочитаем хором.

У Кати ноты. (картинки)

- Это слово, предложение или рассказ? ( Это предложение )

- Почему вы решили что это предложение? Что мы знаем про предложение? ( с большой буквы, в конце точка, слова в предложении дружат друг с другом, законченная мысль)

- Сколько слов в предложении? (три)

- Какое первое слово?

- Какое второе слово? Почему оно напечатано с большой буквы? (имя)

- Какое третье слово?

- Кто начертит схему этого предложения?

У _____________ ________ .

Выставляю картинку и предлагаю составить предложение по ней.

- Составьте предложение по картинке.

Катя играет на пианино.

7. Упражнение в словообразовании.

- Если Катя играет на пианино, значит она кто? (пианистка)

- Том умеет играть на баяне. Он – баянист.

- Тим играет на скрипке. Он – скрипач.

- Я играю на гитаре. Меня можно назвать – гитаристка.

8. Отгадывание ребусов.

- Приготовили гномы друг для друга загадки – ребусы. Поможем гномам их разгадать!

а) ребус «вата»: Если буква написана внутри другой буквы, то их читают с помощью предлога в – в-а-та.

б) ребус «тумбочка».

9. Итог занятия.

– Том и Тим хотят вас отблагодарить, за то что вы им помогли, но для этого вы должны вспомнить название деревни в которой они живут.

Вот и ваши конфеты называются «Трюфельки».