Цели:

Продолжать учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ о животных с помощью вопросов воспитателя;

Закреплять умение употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие детенышей домашних животных;

Продолжать учить детей составлять распространенные предложения;

Формировать диалогическую речь;

Формировать выразительность речи.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».

Материал: картинки с изображением домашних животных и их детенышей (кошка, собака, лошадь, коза, свинья, корова, овечка), фланелеграф, шапочки из сказки «Кошкин дом».

Ход:

Здравствуйте, ребят! Помните меня, я бабушка Арина, вы приходили ко мне в избу в гости. Теперь я пришла к вам, хочу рассказать вам про своих животных, а каких, вы отгадаете сами. Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Говорит она «му-му!»,

Ночью спит в своём хлеву,

Днём на пастбище идёт.

Молочко нам всем дает.

(Корова)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком».

Кто это? (Собака)

Длинная грива,

Скачет ретиво,

Твердые копытца,

Дай воды напиться».

Кто это? (Лошадь).

Мохнатые лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

Хвост крючком,

Нос пятачком! (Свинья)

Ни в жару, ни в стужу

не снимает шубу. (Баран )

Я скажу вам: “Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!” (Коза)

По мере разгадывания загадок воспитатель выставляет на фланелеграф картинки, изображающие животных.

Бабушка Арина берет картинку с изображением собаки и задает вопросы: «Кто это? Какая она? Что умеет делать? Что любит есть? Чем помогает человеку?»

- Вы сказали много слов о собаке, послушайте, теперь я расскажу вам о ней: Это собака, она большая, черная, лохматая. Собака умеет бегать, сидеть, прыгать, грызть кость, кусаться. Любит собака есть мясо и грызть косточки. Собака друг человека, она охраняет дом». Кто хочет рассказать нам о собаке?

Дети так же по образцу рассказывают о кошке, воспитатель помогает, задавая вопросы: кто это? Что есть у …? Где живет? Что любит кушать? Чем помогает человеку? (Рассказы составляют 2-3 ребенка).

Физминутка – «Самолет»

- Ребята, скорее спешите ко мне. Пока вы играли, животные мне рассказали, что потеряли своих детей.

Воспитатель раскладывает картинки с изображением животных на фланелеграф, а на стол – картинки с изображением детенышей животных. И обращается к детям:

- Помогите домашним животным найти своих детей. Дети по очереди берут картинки с изображением детенышей в единственном или множественном числе и размещают их рядом с взрослым животным.

Воспитатель задает вопросы:

- Кто это? (собака, щенок, щенки).

-Посмотрите, у кошки случилась беда, загорелся ее дом. Мы с вами знаем отрывок из этой сказки:

Тили бом, тили бом!

Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила!

Бежит курочка с ведром,

Заливает кошкин дом.

Бабушка Арина задает вопросы:

-А давайте покажем как животные тушили пожар. Оденем шапочки. Кто будет кошка? (воспитатель распределяет роли и одевает шапочки детям).

Вместе с детьми бабушка Арина читает отрывок сказки еще раз, а дети изображают действия героев.

- Вот и погас пожар, кошка очень рада, что вы помогли спасти ее дом. Давайте с ней потанцуем.

Молодцы ребята, вы хорошо мне рассказали про моих животных. Скажите, каких домашних животных вы знаете? Почему их называют домашними? А Кошка – Мурка приготовила вам подарок – печенье «Домашние животные».

Использованная литература:

Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.

Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. – (Развиваем речь).

Петрова Т.И., Петрова Е.С. игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я – человек»0. Кн. 1. Младшая и средняя группы. – 2-е изд. стер. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 128 с.