Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Ждем гостей».

Программное содержание:

-учить предметы посуды, опираясь на характерные признаки;

-упражнять в определении рода существительных;

-воспитывать бережное отношение к посуде.

Словарная работа: конфетница, солонка, масленка, хлебница, салфетница, фарфоровый.

Предшествующая работа: д/и «Что лишнее?», «Готовим с мамой»;беседа с детьми на тему «Какая бывает посуда»; чтение сказки «Федорино горе».

Материал к занятию: предметы посуды, раздаточный материал ( картинки с изображением посуды, картинки «Чего не хватает» мячик, карандаши).

Индивидуальная работа: упражнять Тимура в правильном произношении звука р.

Структура занятия и методические приемы:

-вводная часть-сюрпризный момент, вопросы к детям.

-основная часть – вопросы к детям, работа с раздаточным материалом, дидактическая работа «Чего не хватает», физкультминутка, составление детьми описания предметов.

-заключительная часть – вопросы к детям, анализ занятия детьми, самоанализ детьми своей работы.

Длительность занятия: 30 мин.

Используемая литература:

М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,2000 г. – с. 215-218

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2002 г.-с. 123-124

Ход занятия:

Сегодня, ребята, к нам в гости пришел Незнайка – ваш старый знакомый. Оказывается, он ничего не знает о посуде. Вот, посмотрите, что он принес. Посмотрите рисунки и скажите. Чего не хватает в этих предметах посуды.

-Молодцы. Незнайка пришел к нам в гости, и поэтому нам нужно его чем-нибудь угостить. Как будем накрывать стол? Хором не отвечаем, а поднимаем руку. В чем будем подавать сахар? А конфеты? Соль в чем подать? Масло? Хлеб? Салфетки? А из чего будем кормит и поить Незнайку? Где можно приобрести всю эту посуду?

-Я предлагаю сходить в магазин «Посуда» и приобрести все необходимое. Только сначала давайте уточним, что из чего сделано. Кто быстро и правильно ответит, то и пойдет в магазин. Для этого поиграем с мячом. Кому я кину его и позову предмет, тот должен ответить, из какого материала он сделан. (Ложка, тарелка, чашка, сахарница, конфетница, блюдце, вилка, кастрюля, нож, сковорода, чайник, стакан).

-Молодцы, вы все правильно и быстро ответили. Приглашаю вас всех с Незнайкой в магазин. Пусть он узнает, какая бывает посуда.

-Ребята, какая посуда у нас продается? Тарелки какие бывают? (глубокие и мелкие) чашки и блюдца? (фарфоровые) вилки и ножи? (стальные) ложки? (столовые, чайные, металлические и деревянные)

-Я продам все, что пожелаете, но не за деньги, а за уменье. За уменье рассказать о том, что вы хотите купить.

Опишите форму, цвет,

Из чего этот предмет,

Для чего он нужен вам-

Лишь тогда его продам.

- И еще одно условие. Описывая предмет, не называйте его, пусть другие дети и Незнайка догадаются, что вы хотите купить.

-Молодцы, Незнайка угадал все предметы посуды, потому что вы хорошо описывали их.

-А теперь расскажите нашему Незнайке, что нужно делать, чтобы посуда хорошо сохранилась и долго-долго нам служила? Верно. Нужно за ней ухаживать.

-Давайте теперь с вами разомнем наши косточки и Незнайка к нам присоединиться.

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле: потягивания- руки в стороны

Хорошо расти на воле! тоже самое

Каждое старается,

К небу, солнцу тянется потягивая руки вверх

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. дети машут руками

Даже толстые стволы

Наклонились до земли наклоны вперед

Вправо-влево, взад-вперед

Так деревья ветер гнет наклоны вправо-влево, взад-вперед

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет вращение туловищем

Ветер стих, взошла луна

Наступила тишина. дети садятся на места

-Прежде, чем сервировать стол, выполните еще одно задание. У каждого на столе есть карточки, на них нарисовано по 2 предмета посуды. Вы должны раскрасить их. Если про этот предмет можно сказать «какой» (например, нож), вы закрашиваете их синим карандашом. Если про этот предмет можно сказать «какая» (ложка), то вы закрашиваете его красным карандашом. Ну а если можно сказать «какое»(ведро) – возьмите зеленый карандаш. А мы с Незнайкой посмотрим, правильно ли вы справляетесь с заданием. Всем понятно, что нужно делать?

-Молодцы, а теперь напомните Незнайке, чем мы сегодня занимались, а то он как всегда все уже забыл.

-Кто мне скажет, из чего можно сделана посуда?

-Какие предметы посуды мы сегодня вспомнили?

-Правильно, ребята. Ты все запомнил, Незнайка?

-Как бы вы ребята оценили свою работу на занятии. Тимур, какую оценку ты бы себе поставил за свою работу? Почему? Согласны, ребята? Мы с Незнайкой тоже поставили Тимуру пятерку. Тимур, а Аделю ты какую оценку поставил? Почему? И т.д.

А теперь, ребята, для нашего гостя, давайте накроем стол. Принесите и поставьте правильно и красиво все то, что вы купили в магазине.