Конспект занятия по развитию связной речи

«Как помочь птицам зимой?»

Цель:

Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

1.Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков.

2.Развитие долговременной памяти.

3.Развитие словесно-логического мышления и произвольного внимания, зрительной памяти.

4.Закрепление умения распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно.

5.Закрепление умения составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии.

6.Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами).

7.Составление повествовательного рассказа с опорой на серию сюжетных картин и план, состоящий из пиктограмм (схематичного рисунка).

8.Стимулирование положительных эмоций.

9.Воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

Предварительная работа:

Подготовительные лексико-грамматические упражнения по серии сюжетных картин.

Рассматривание серии сюжетных картин.

«Кормушка для птиц»

«Как помочь птицам зимой?»

Наблюдения в природе за поведением птиц.

Прогулка в лес (парк).

Подкормка птиц.

Составление описательных рассказов о птицах по предметным картинкам и на основе наблюдений.

Изготовление птиц из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду.

Рисование: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птиц

Аппликация: «Снегири на ветках»

Дидактические игры коррекционного часа воспитателей:

«Четвёртый лишний»

«Узнай по описанию»

«Назови признаки»

«Назови действия»

Чтение художественной литературы:

В.Бианки «Синичкин календарь».

М.Пришвин «Птицы под снегом».

Г.Скребицкий «На лесной полянке».

Оборудование:

-Видеоролик «Поможем птицам дожить до весны»;

-Схематические изображения фрагментов скороговорки;

-Маленькие модели деревьев для каждого ребёнка и большая модель дерева для логопеда.

-Серия сюжетных картин;

-Пиктограммы у логопеда и маленькие пиктограммы в конвертах на каждого ребёнка;

-Простые карандаши;

-«Кубик Эмоций»

-Мяч.

I. Вводная часть.

Интеллектуальная разминка.

1. Ребята, со мной и с воспитателями вы разучивали разные скороговорки.

- Что такое скороговорка?

(Ожидаемый ответ: скороговорка – это стихотворение, которое надо рассказывать в быстром темпе. В скороговорке одни и те же слова повторяются много раз. Много одинаковых звуков).

2. Посмотрите, на доске – картинки.

С их помощью я зашифровала скороговорку.

-Подумайте, про кого эта скороговорка? Догадались?

-Про кого? (про воробья)

(Логопед вывешивает предметную картинку с изображением Воробья).

-Молодцы! Давайте с помощью этих картинок вспомним и произнесём всю скороговорку. Готовы?

«Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне».

3.А кто такой наш Воробей? (это зимующая птица).

-А других зимующих птиц вы знаете? Назовите их?

(Логопед выставляет на наборном полотне зимующих птиц)

-Почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

-Почему их называют «зимующими»?

(Ожидаемый ответ: Эти птицы не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Они достают спящих насекомых из трещин коры деревьев, из щелей домов и заборов, клюют плоды деревьев и кустарников).

II. Основная часть.

1. Сообщение цели занятия.

-Сегодня мы будем закреплять умение составлять правильный, красивый рассказ.

История, про которую мы будем говорить, произошла с одной маленькой зимующей птичкой.

А с какой – вы узнаете, отгадав загадку. Выходите в круг!

2. «В серой шубке перовой,

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица». (воробей)

-Как говорится про воробья в загадке?

-Какой он? (герой)

-У каждой птицы, в том числе и у воробья, свой характер.

-Давайте поиграем в игру «Скажи, какой я?»

-Воробей у нас спрашивает, какой он?

Проводится лексическая игра «Скажи, какой я?» (с мячом)

(Мяч бросается произвольно. Ожидаемые ответы: шустрый, драчливый, боевой, суетливый, удалой, громкий, весёлый, игривый, взъерошенный.

По желанию, дети могут объяснять значения слов.

Например: «суетливый» – хочет везде успеть. И т.д.)

4.Физминутка.

(По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, «летают»)

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают, («собирают с земли»)

Зёрнышки клюют, клюют.клюют с ладошки»)

Пёрышки почистили, (Чистящие движения рук по телу)

Клювики почистили, (Движения пальцев по носикам)

Дальше полетели,

В парк прилетели.

(Дети садятся за столы. На столах – макеты деревьев (небольшие веточки деревьев, прикреплённые к дощечкам) и птицы (снегири, воробьи, синички – сделаны из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду).

На столе логопеда – птица и макет большого дерева).

5. В какой удивительный «парк» прилетели наши птицы!

-Чтобы не замёрзнуть зимой, птицам приходится много летать.

-Давайте поможем нашим птицам согреться!

Проводится грамматическая игра «Доскажи словечко».

(Объяснение правил игры: Я буду начинать предложение, а вы мне помогайте его закончить и одновременно выполняйте действия со своими птицами)

-Сидела птица на земле. И вдруг птица с земли – взлетела.

К дереву – подлетела.

Вокруг дерева – облетела.

До дерева – долетела

На ветку дерева – села.

С ветки на ветку – перелетела.

Опять вокруг дерева – облетела.

От дерева – отлетела.

Что-то испугалась и – улетела.

- И все птицы слетелись на одно большое дерево.

(Дети прикрепляют с помощью скрепок своих птиц к веткам «дерева логопеда»)

6. Собрались все птицы на одном дереве и галдят:

-«Чирик, чирик! А вы не слышали, какая история произошла с одним воробышком? Говорят, он замёрз в нашем парке и чуть не погиб! Но ему повезло – его нашли дети и спасли его. – Нет, не слышали, не слышали!»

-Ребята, а вы знаете эту историю? (да)

-Конечно, мы с вами уже обсуждали историю, которая произошла зимой с воробьём. И рассматривали картинки. Вот они!

(Проблемная ситуация: На доске – серия сюжетных картин. Но картины расположены в произвольном порядке.

Дети должны сами заметить ошибку в последовательности расположения картин и обратить на это внимание логопеда.)

Если дети сами не заметили ошибку, логопед говорит:

- Пока мы были в «парке», один шустрый воробышек умудрился поиграть с картинками – он перепутал их порядок, и получилась какая-то путаница.

Проводится игра «Путаница». (установление причинно-следственных связей)

-Давайте вспомним, что было в начале рассказа, что в середине, что в конце и расставим картинки по порядку.

-Какой эпизод рассказа художник нарисовал на 1й картинке?

-Что хотел сказать художник, рисуя первую картину?

(Таким образом, обговаривается содержание всех картинок и восстанавливается их последовательность).(дети дают полное описание сюжета каждой картины)

7. -Все картинки встали на свои места по порядку.

- Но какой же рассказ может быть без названия?

-Какое название мы дали нашему рассказу? («Как помочь птицам зимой?»)

- А почему мы его так назвали? (Потому что рассказ нас учит помогать птицам зимовать, заботиться о них, подкармливать их).

- А теперь вспомним, как зовут детей? (Таня и Алёша).

8. -Когда вы рассказывали по картинам – ваши предложения были такими длинными!

-А вот у меня так не получается. Может, поучите меня?

-Тогда давайте поиграем в игру «Добавь слово». Выходите в круг.

Проводится игра на распространение предложений «Добавь слово».(с мячом)

-Я начинаю, а вы друг за другом прибавляйте по одному подходящему слову, чтобы получилось красивое, длинное предложение.

(Логопед предлагает детям запомнить предложение. Он передаёт мяч первому ребёнку и просит составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребёнок справился с заданием, он передаёт мяч следующему.

При затруднениях логопед помогает наводящим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением).

(Ожидаемые примерные предложения:

-Дети гуляли… Дети гуляли в парке..ети гуляли в парке зимой… Дети гуляли в парке морозной зимой… Дети долго гуляли в парке морозной зимой… Таня и Алёша долго гуляли в парке морозной зимой…

-Воробышек лежал….

-Дети взяли……..)

-Ну, спасибо! Научили меня составлять длинные предложения.

(Логопед предлагает детям присесть на корточки на ковре)

9. Работа над интонационной выразительностью.

-Когда мы говорим о радостных, весёлых событиях или о грустных, печальных – мы говорим одним и тем же голосом или меняем интонацию? (мы меняем голос)

-Вот послушайте:

«Дети увидели на снегу замёрзшего воробышка». (голос логопеда – радостный)

- Я правильно голосом показала состояние детей?

(Ожидаемый ответ: Ваш голос был весёлый, радостный, а об этом надо сказать с грустью, с печалью)

- А теперь?:

«Таня и Алёша испугались, что воробушек погибнет».(голос логопеда – злой)

(Ожидаемый ответ: Вы сказали злобно, сердито, а надо голосом показать переживание, испуг, потому что дети переживали за жизнь птицы)

10. Физминутка.

(По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)

«Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставим,

Остывать оставим.

А остынут – поедим

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели,

Шу, улетели!» (дети садятся за свои места)

11. -Ребята, а что нам, кроме картинок, помогает составлять рассказ? (План)

-Сейчас мы будем составлять план нашего будущего рассказа.

-Ну-ка, посмотрите, что в ваших конвертах лежит?

- Что это? (схемы)

(Проблемная ситуация: Дети должны заметить несоответствие количества карточек-схем с количеством картинок и обратить на это внимание логопеда).

Проводится работа по подбору карточек-схем к картинкам и определение недостающей схемы:

-Какая главная мысль отражена на первой картине?

(Дети нашли на снегу воробья)

-Вот и найдите среди схем ту, которая отображает это действие.

-Положите её первой.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст