Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.

Тема занятия:

«Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре».

Коррекционно-образовательная цель: 

Закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [Ш]; продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах; учить определять наличие звука в слове и обозначать его позицию; совершенствовать навык звукового анализа слов; упражнять в подборе прилагательных к существительным с заданным звуком. Познакомить с графическим изображением буквы, правилом написания «ШИ».

Коррекционно-развивающая цель:

Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, фонематические представления, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление, память.

Коррекционно-воспитательная цель:

 Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картинках, инициативность, самостоятельность, умение слушать ответы других, не перебивать друг друга.

Оборудование:

Интерактивная доска;

Зеркала (по количеству детей);

Схема-опора постановки звука Ш;

Девочка Даша;

Волшебный шар – осколки;

Магнит;

Массажные мячи (по количеству детей);

Колокольчики (по количеству детей);

«Доски»-картинки со звуком Ш;

Звуковая линейка для нахождения звука в слове.

Фрагмент игры «Баба Яга учится читать»;

Картинка «Машина»;

Картинка «На что похожа буква?»

Буква Ш;

Разрезная азбука (Правило -ШИ-);

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Л: Здравствуйте, ребята. За много лет до первой движущейся машины – парохода – люди придумали воздушный шар, который плавал по воздуху почти так же, как корабль по воде. Громадный шёлковый мешок наполняли горячим воздухом, который шёл от такого же громадного костра. Шар поднимался сам и поднимал подвешенную к нему корзинку с людьми. Пароход плавал в любом направлении и причаливал к пристани, а шар летел только в ту сторону, куда дул ветер. А когда в нём остывал воздух, шар падал на землю там, где придётся. И на таких шарах люди хотели лететь на Луну!

Л: Сейчас, когда есть самолёты и летающие на Луну ракеты, воздушные шары всё же не забыли. Только наполняют их теперь специальным газом и используют для путешествий или соревнований. А иногда запускают их без людей, а с разными приборами, по их показаниям можно узнать, какая завтра будет погода.

Л: Да… путешествие на воздушном шаре! Наверное, это удивительно красиво! Дети, как вы думаете?…

Л: Ну, что! Может и нам рискнуть и отправиться в путешествие на воздушном шаре и посмотреть на мир! А вдруг мы увидим то, его ещё никогда не видели! Вы готовы?…

Л: Как же нам надуть воздушный шар?

(Ответы детей).

Л: Так какой нам понадобится звук?

Дети: звук Ш.

Анализ артикуляции.

Л: Давайте вспомним, как правильно уложить губы, зубы, язычок. (Показ схемы постановки).

Артикуляционная гимнастика.

«Лопатка», «Чашечка», «Заборчик со щелочкой», «Колечко» – выдыхаем в чашечку: Ш-Ш-Ш.

Л: Давайте соберём все движения вместе и произнесём звук [ш].

Дети вместе с логопедом произносят звук [ш].

Л: Приложите тыльную сторону ладони. Какая воздушная струя? (Тёплая). Это как раз то, что нам нужно, чтобы наполнить шар тёплым воздухом.

Л: Приложите руку к горлышку и произнесите ещё раз. Горлышко у нас дрожит, работает.

Дети: Нет.

Л: Значит, какой это звук?

Дети. Он глухой.

Л: В произнесении звука [Ш] участвует только шум. Так какой это звук: гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Л: А теперь ушками определим: этот звук звучит твёрдо или мягко?

Дети: Твёрдо.

Л: Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причем он всегда твердый. Поэтому, мы будем его обозначать только синей фишкой.

Л: Ну, теперь мы все окончательно готовы к путешествию.

(Показ слайда на доске).

Л: А теперь, слушай мою команду: «Приготовить корзину!»

(Ставятся стульчики в виде корзины).

Л: Слушай следующую команду: «Приготовьте ладошки, надуваем воздушный шар!»

2) Фонетическая ритмика:

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш… Вот и шар готов! Отправляемся!

(обращается к гостям: А вы нам пожелайте счастливого пути и возвращения домой!). Гости машут.

На доске летящий воздушный шар.

Л: Ребята, посмотрите, как красиво под нами.

На доске изображение лесов , полей, рек, городов. Сигнал SOS.

Л: Ребята, смотрите, жители этой страны просят помощи. Они попали в беду… Давайте снизим высоту, вдруг мы сможем им чем-то помочь.

(фонетическая ритмика: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)

Л: Мы снижаемся. А вот и земля!

(Выбегает девочка Даша)

Даша: Здравствуйте, ребята. В нашей стране Шипелочке случилась беда. Налетел ураган и волшебный шар, который охранял, оберегал звук [Ш], помогал маленьким жителям нашей страны учиться произносить звук [Ш], разлетелся на маленькие осколки.

(Показ слайда «Разлетающийся шар» на доске)

Л: Подожди, не торопись! Ты кто?

Даша: Я девочка Даша, я живу здесь, в этой стране. Очень вас прошу помочь нам найти осколки волшебного шара и, пока не поздно, спасти его.

Л: Да, действительно, у них беда приключилась. Что же Даша и жители страны будут теперь делать? Может, мы им поможем?..

Дети: Да, поможем!

Даша: Ребята, у меня есть магнит – он нам поможет в поисках волшебных осколков…

Л: Ребята, но магнит нужно напитать энергией. Давайте хорошенько разомнём наши пальчики перед трудными испытаниями, и зарядим магнит нашей энергией.

3) Пальчиковый массаж – «Су-джок» гимнастика.

Л: Ну, а теперь в путь!

Даша: Ребята, я чувствую, что осколок где-то рядом, вон на той поляне.

Л: Ребята, чтоб поляну нам пройти и осколочек найти, нужно выполнить задание. Взяли все по колокольчику.

Упражнение на развитие фонематического слуха:

«Внимательные ушки».

Л: Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ш, звоните в колокольчик: машина, конфета, санки, подушка, каша, овощи, карандаш, шарик, стул, шапка, мост, шарф.

Л: Молодцы, ребята, осколок теперь наш. (Беру кусочек фольги).

Даша: Молодцы! Магнит показывает, где находится второй осколок.

(Показ слайда «Река» на доске). Он в реке!

5) Автоматизация звука Ш в слогах.

Л: Ребята, осколок в реке, а как же нам его оттуда достать-то?

(Ответы детей).

(Показ слайда «Рыбки» на доске).

Л: Рыбки, милые, помогите найти осколок! Они согласны, они согласны. Они помогут, но нам с вами нужно выполнить задание «Договори слово».

Л: Ребята, я назову вам часть слова, а вы – добавите слог А- и скажете слово целиком.

Кры-ША

Лап-ША

Афи-ША

Гру-ША

Л: А теперь добавьте слог ШИ:

Малы-ШИ

Камы-ШИ

Хоро-ШИ

Ланды-ШИ

Л: А сейчас добавьте слог ШОК:

Малы-ШОК

Гор-ШОК

Реме-ШОК

Гребе-ШОК

Л: Молодцы, ребята! Осколок теперь наш. (Беру кусочек фольги).

Даша: Ребята, магнит показывает следующий осколок – он в лесной чаще.

(Показ слайда «Лесная чаща» на доске).

Л: Чтобы туда попасть, нужно пройти через мост.

6) Автоматизация звука Ш в словах. Определение позиции звука в слове.

Л: Вот беда, а моста-то нет, только «доски» какие-то лежат. Ребята, давайте их разберём, может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук Ш стоит в начале слова, в центре – если звук Ш в середине слова, а справа те картинки, в названии которых, звук Ш находится в конце слова.

Шапка, шарик, шарф, мышка, кошка, чашка, ландыш, камыш, малыш.

Дети раскладывают картинки-«доски» в зависимости от места звука в слове.

Л: А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбираем слово: машина (какая?); петушок (какой?) …

Ребенок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и затем переворачивает каждую картинку изображением вниз.

Л: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

(Показ слайда на доске)

Даша: Ребята, вы построили мост, молодцы! Идём в лесную чащу. Магнит показывает следующий осколок – он в лесной чаще… Чтобы туда попасть, нужно пройти через мост.

Л: У нас на пути болото – это трудное испытание, давайте немного отдохнём.

(Показ слайда на доске)

7) Физминутка:

8) Игра на внимание:

Л: Молодцы! Вы ответили на все вопросы лягушек, осколок наш.

Даша: Ребята, магнит показывает, что следующий осколок попал в паутину!

(Показ слайда на доске)

9) Звукослоговой анализ слова. Составление схемы слова.

Л: Да… Чтобы нам распутать осколок, нужно разгадать загадку:

Зашуршали тихо шины,

Это едет к нам…. Машина.

Л: Проговорили слово МА-ШИ-НА.

Сколько слогов в слове машина? (3)

Сколько звуков в слове машина? (6)

Назовите 1-й звук? М – согласный, твёрдый, синяя фишка.

Назовите 2-й звук? А – гласный, красная фишка.

Назовите 3-й звук? Ш – согласный, всегда твёрдый, синяя фишка.

Назовите 4-й звук? Ы – гласный, красная фишка.

Назовите 5-й звук? Н – согласный, твёрдый, синяя фишка.

Назовите последний звук? А – гласный, красная фишка.

Л: Ребята, назовите 3-й звук в слове -МАШИНА-?

Дети: звук Ш.

Л: Правильно. Ребята, звук Ш на письме обозначается буквой «ША». (показ буквы).

Л: Скажите, а на что похожа буква «ША»?

(Ответы детей).

Л: Придумайте слова, чтобы они начинались с буквы ША???

Л: Правило: запомните: буква «Ш» никогда не дружит с буквой «Ы», а дружит только с буквой «И». Букву «Ш» пиши с «И»!

Работа с разрезной азбукой.

(Показ слайда на доске: Светящийся музыкальный шар)

Даша: Ура! Ребята, вы молодцы! Вы спасли нашу страну!

Л: Да, ребята! Молодцы! А нам пора возвращаться домой!

(фонетическая ритмика: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш). Шар готов к полёту!

Л: Вот мы и вернулись в нашу группу!

ИТОГ: