Тема: «Зима».

Цели:

Расширение словаря по теме.

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Поиск причинно-следственных связей в предложении.

Усвоение категорий родительного падежа.

Оборудование: Картина «Зима пришла»

Ход занятия.

Орг. момент.

Крыша в шапке меховой,

Белый снег над головой,

Двор в снегу, белы дома,

Это матушка – …(зима)

- О чем это стихотворение? Посмотрите в окно – за окном …зима. Зима – что вы представляете, услышав это слово?

Новая тема.

1. – Ребята скажите, основные признаки зимы?

- Зима какая? Небо какое? Солнце зимой какое? (Дни зимой ещё короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем – снегопады. Часто метут метели, вьюги. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Зимой – морозно. Реки, озера покрыты льдом. Деревья без листьев. Мороз рисует на окнах стеклах причудливые узоры.)

- Природа зимой какая? (Если снег – снежная , если мороз – морозная, если – ветреная, Если вьюга – вьюжная.)

- Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль.)

2. Логическая игра «Найди ошибку».

Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

3. «Назови ласково».

Снег – снежок, мороз – морозец, ветер – ветерок, лед – ледок, зима – зимушка, метель – метелица, санки – саночки, холод – холодок, дерево – деревце, звезда – звездочки, солнце – солнышко, день – денёк, ночь – ночка.

4. «Правда – неправда»

А теперь ответьте: то, о чем я прочту, это правда или нет?

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас,

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу,

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ, это правда или нет?

Обсуждение идет до тех пор, пока все неточности не будут замечены.

«Чего не бывает». Усвоение категорий родительного падежа.

Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)»

Физминутка.

«Погреемся»

Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем и себя похлопаем.

Закрепление.

– Зимой очень холодно. Что происходит с людьми, с животными, с растениями?

(Люди утепляют жилища, надевают теплую одежду; растения сбрасывают листву и засыпают; многие животные засыпают.) Какие? (Медведь, барсук, енот, еж…) Но многие не спят, в холодные дни они мерзнут.

Мерзнут лапки у белки – чьи лапки мерзнут? (беличьи.)

Мерзнут лапки у мышки – чьи…? (Мышиные)

Мерзнут лапки у лисы – чьи? (Лисьи)

Мерзнут лапы у волка – чьи? (волчьи)

Мерзнут лапы у зайца – чьи? (Заячьи)

Итог.

Оценка работы и поведения детей.