Конспект занятия по организованной образовательной деятельности по разделу «Чтение художественной литературы.Коммуникация.ОБЖ.»

в средней группе

«Добрый и злой в сказках разных народов»

Цели: закреплять умение пересказывать, учить детей отвечать полным предложением, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам. Раскрыть сущность полярных понятий “добро” и “зло”, Активизировать словарь детей синонимами: (злой, сердитый, недовольный, грубый), (добрый, правдивый, внимательный, заботливый), антонимами (добрый – злой, хитрый – доверчивый, грубый – ласковый). Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Предварительная работа с воспитанниками: Рассказывание сказок”Заюшкина избушка”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка рассматривание книжных иллюстраций

 Оборудование и материалы:, игрушка лисы, иллюстрации к сказкам, волшебный мешочек.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им  наши улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.Добрый день, дорогие дети и взрослые! Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой? Дети стоят в кругу.

2. Сюрпризный момент Закрывайте глаза. Произнесите волшебные слова: кримбле, крамбле, бумс.

-Вот мы и попали в сказочную страну. Здесь мы с вами встретимся со сказочными героями. С плохими и хорошими, добрыми и злыми.. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Я вам подскажу:

Хитрая плутовка,

рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее…

-Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису?

(Лисичка со скалочкой, Колобок, Рукавичка, .) Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки с изображением русских народных сказок “Заюшкина избушка”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, Лисичка со скалочкой, Колобок.

В сказках Лису называют Патрикеевной, потому что 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Князь сеял вражду меж народа и создал специальные дружины которые занимались разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого

князя, и получила отчество – Патрикеевна.

- Ребята, а как еще в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кумой, кумушкой и.т.д)

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, в этих сказках лиса – главный герой. Но наша гостья прибежала из сказки, где она обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

-Какой герои злой (добрый) в сказке?-Кто помогает победить лису?- За что она наказана? (За свои злые поступки)

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому – Колобок. В сказке Колобок встречается с различными животными, которые хотят его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. При встрече с каждым зверем колобок поет песенку: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, с помощью обмана, притворившись глухой, просит повторить песенку и съедает его.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, зло.

Однако в сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли чудесного помощника героя. И подобный сюжет встречается в сказках многих народов.

Работа с сигнальными карточками «Добрый – злой».

У детей карточки красного и зеленого цвета. Красная – значит злой, а зеленая- добрый. Воспитатель называет сказку, а дети решают, добрый или злой герой в той или иной сказке.

3. Беседа

Привлекательная внешность не всегда говорит о том, что сам человек хороший. Не вспомните такие же примеры из других сказок?( Кот,петух и лиса)

– И действительно, ребята, даже если у человека ласковый голос и он представляется знакомым, почтальоном, слесарем дверь открывать нельзя! . Нельзя верить незнакомым людям, чтобы не стать жертвой преступления.

- А как бы вы себя вели, если бы чужой человек на улице схватил вас? (громко кричал, звал на помощь, ударил, укусил, кинул землей в глаза)

- Какими бы словами вы призывали на помощь? ( « Помогите, меня уводит чужой человек! Это не мой папа! Караул! Полиция! Спасите!»)

Это правило вы тоже усвоили

- Молодцы! Но не думайте, что все красивые люди плохие или хотят плохо поступить. Это не так. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными. И самое главное, помнить и выполнять простые правила:

- Никогда, никуда не ходить с чужими людьми.

- Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.

- Главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет.

« Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок.

« Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет

Говорите твердо: «НЕТ!»

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку

Или даже в цирк билет,

Говорите твердо: « НЕТ!»

Просят дверь вас отворить,

Чаю крепкого налить.

Есть на все простой ответ

Говорите твердо: «НЕТ!»

- Теперь я твердо знаю, что с вами ничего плохого не случиться. Обязательно поделитесь своими знаниями с друзьями и родителями. Вот такое поучительное занятие у нас с вами получилось.

- Что нового вы узнали на занятии?

Заключение:

Доброта – вещь удивительная.Быть легче добрым или злым?Наверно, легче злым.Быть добрым – значит отдавать Тепло свое другим.Быть добрым – значит пониматьИ близких и чужихИ радости порой не знать,Заботясь о других.Конечно, доброму трудней, И все же посмотри:Как много у него друзей!А злой всегда – один…

-Вам понравилось наше путешествие? Пора возвращаться с детский садик. Давайте попрощаемся с гостями. Закрывайте глаза. Произнесите волшебные слова: кримбле, крамбле, бумс.

И “улетаем” в детский сад с песней “Улыбка” В. Шаинского.