Занятие «На чем люди путешествуют».

Программное содержание:

закрепить знания детей о видах транспорта (наземный, воздушный, водный);

дать детям понятие о том, что одна и та же система не оценивается однозначно, точка зрения зависит то того, кто смотрит на предмет в данный момент;

сформировать представление о том, что глобус и географические карты имеют одинаковое назначение;

обогащать словарь: «глобус», «карта», «атлас».

Материал: глобус, географический атлас «Мир и человек», картинки с изображением разнообразных видов транспорта.

Ход занятия:

На столе воспитателя стоит глобус, рядом сидит Фантик, который не знает, что это такое, и спрашивает у детей: « Что это? Для чего нужен глобус?»

Дети, как умеют, объясняют маленькому Фантику. Воспитатель читает отрывок из книги «мир и человек» (19,24):

« Чтобы изобразить большую территорию – область, страну или всю Землю, – составляют карту. Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Перед вами изображение Земли, условно разделенное на 2 полушария – западное и восточное. Для того чтобы представить себе не только поверхность земли, но и ее форму, ученые изобрели модель земли – глобус. На нем размеры нашей планеты уменьшены в десятки миллионов раз».

Воспитатель дает детям возможность подробно рассмотреть глобус. После того, закрепляя полученную информацию, беседует с детьми в форме вопроса-ответа.

Воспитатель: Как изображаются на карте моря, океаны, суша, горы, города?

Ответы детей.

Воспитатель: Что подумал Фантик, когда увидел этот незнакомый предмет?

Ответы, часто смешливые, детей.

Воспитатель: А что подумал бы великан, глядя на глобус?

Дети: Он, наверное, думает, что это маленький шарик… или горошинки….он в теннис стал бы играть этим шариком.

Воспитатель: А что мог бы подумать слон?

Каждый ребенок делится своим первым впечатлением от впервые увиденного глобуса.

Воспитатель: Где можно использовать глобус?

Дети: На занятиях, в школе на уроках, в путешествиях. Если куда-то хочешь поехать, можно посмотреть на глобусе, мимо каких городов будем проезжать.

Воспитатель: а если мы поедем на автомобиле, можно взять с собой глобус?

Ответ детей.

Воспитатель: Чем он будет полезен?

Ответ детей.

Воспитатель: А чем он неудобен?

Ответ детей.

Воспитатель: Чем его можно заменить? Как быть, если в автомобиле мало места, а глобус нужен?

После этого вопроса воспитатель предлагает рассмотреть атласы, карты по географии, которыми можно заменить глобус в дороге.

Воспитатель: Фантику очень захотелось путешествовать. На чем мы можем отправиться в путешествие?

Дети перечисляют виды транспорта.

Дидактическая игра на классификацию картинок «Виды транспорта». Дети берут картинки и раскладывают их в одну из стопок: наземный, воздушный, водный виды транспорта.

Рисование на тему: «Мой любимый вид транспорта».