Родители и дети.

Существует мнение, что воспитание ребёнка в семье исключительно материнская обязанность. По общему мнению, основой её биологического общественного существования является ответственность за воспитание детей.

Доказывать это положение женщины нет необходимости, разве что в тех случаях, когда женщина отказывается от своего великого долга матери сразу после рождения ребёнка.

Мужчины же в большинстве случаев считают для себя унизительным даже намёк на то, что они должны заниматься детьми, ухаживать за ними, растить их: от этого якобы страдает их престиж главы семейства. В дошкольном возрасте воспитание ребёнка отцом сводится в редких случаях к формированию простых навыков личной гигиены, самообслуживания, а с этим легко и хорошо справляется мать.

Но жизнь опровергает упрощение воспитательного процесса и осуществление его только матерью. Именно дети дошкольного возраста особенно остро чувствуют отсутствие отца: в тех случаях , когда отец умер или родители ребёнка живут врозь. При наблюдении за жизнью в других семьях – своих товарищей по игре, детскому саду – у ребёнка, не имеющего отца, начинает развиваться чувство собственной неполноценности. Он страдает от того, что у него в доме не так, как у других. В большинстве случаев ребёнок глубоко прячет свои переживания даже от матери. Причём чаще такие дети хотят показать всем, что отец их очень любит. При общении со сверстниками такие дети чаще всего выдают свои мечты за действительность.

Однако и в нормальных полных семьях отец может отсутствовать в жизни дошкольника, и это ещё менее оправдано, чем распавшихся семьях. Речь идёт о мужчинах, которые ради своих удобств, или заявляют о своём неумении воспитывать маленького ребёнка, или откладывают выполнение отцовских обязанностей до тех пор, когда ребёнок подрастёт, или же передают матери все заботы по воспитанию детей, оставив за собой лишь право время от времени вмешиваться в это дело, причём только в качестве высшей инстанции в семье или в форме назиданий. В этом случае дети страдают не от того, что в доме нет отца, а от того, что присутствие его в семье ничего не даёт им. Такая жизнь оказывает отрицательное влияние на ребёнка, хотя многие считают его неспособным понимать и оценивать поступки взрослых.

В повседневную семейную жизнь отец вносит совершенно определённый и никем не заменяемый вклад. Кто может лучше его, мужчины, запустить змея, научить кататься на велосипеде, играть в шахматы? И конечно, отец, помогающий по хозяйству, научит ребёнка отремонтировать какую либо мелочь в доме, показать, как правильно обращаться с инструментами. Конечно, отец лучше, чем мать, и быстрее объяснит, как сооружается плотина, как подготавливаются и проводятся космические полёты.

Развитие речи ребёнка, расширение его кругозора , обогащение опыта в области человеческих отношений, а так же приобретение и закрепление навыков культурного поведения – всё это достигается в значительной степени благодаря общению ребёнка со всеми членами семьи, где отец занимает положение, приобретённое благодаря личному примеру, конкретному участию в процессе воспитания.

Участие отца в воспитании ребёнка положительно сказывается не только на ребёнке, но и на укладе всей семьи, которая становится от этого более сплочённой и дружной. Так бывает, если к обязанностям воспитателя отец относится с интересом и большой любовью. Совершенно очевидно, что один результат имеет замечание отца, сделанное непринуждённо, убедительно, со знанием дела и душевно, и совсем другой, если в этом замечании заметна явная скука или не более чем неприятная обязанность. Привязанность ребёнка к отцу совершенно необходима для эффективности воспитательного процесса.

Участие отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста необходимо. Но надо всегда помнить и тот факт: отец не заменяет мать, он сотрудничает с ней при воспитании ребёнка, деля возложенные на них общие обязанности. Только в этом случае можно добиться положительных результатов в становлении личности ребёнка.