КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Роль семьи в трудовом воспитании

Одна из основных функций семьи воспитание детей.

Для семейного воспитания правомерно прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважение к личности ребенка.

В воспитательных воздействиях взрослых должны исключаться авторитарность, давление на ребенка, лишение его самостоятельности, инициативы. Авторитет взрослых основывается на любви и уважении к ним ребенка, что создает благоприятную для семейного воспитания обстановку.

Важнейшим, как мы уже сказали, в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия. Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший – глубоко эмоциональный, интимный характер отношений, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Любовь ребенка к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сестрам побуждает его подражать им, брать с них пример. Родители должны хорошо знать, что они хотят воспитать, обязаны думать о своей ответственности за его воспитание. Они должны также предусмотреть и его будущее. Взрослым важно помнить, что пятишестилетний ребенок, уже умеющий различать добро и зло, не может вместе с тем противостоять отрицательным примерам, если они отходят от наиболее близких и любимых людей.

Пагубное влияние оказывают на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. («Это хозяйство мне просто осточертело!»твердит мать. «Зачем выкладываться на работе при такой зарплате?»повторяет отец.) Тогда с раннего возраста у ребенка начинается раздвоение личности: в детском саду, в школе он получает одни установки, в том числе и связанные с отношением к труду, а в семье иные, иногда прямо противоположные.

Нередко родители спрашивают: нужно ли фиксировать внимание ребенка старшего дошкольного возраста на отрицательных фактах, рассказывать о прогульщиках, лодырях, о фактах нечестности, воровства и т.д. Естественно, что дети не должны представлять мир в розовом цвете, поэтому взрослые должны активно выражать свое отрицательное отношение к негативным явлениям. Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться, прежде всего, на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих.

Дети – члены семьи, и они должны быть, разумеется, в соответствии с их возрастными особенностями, причастны к ее жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению. И от детей, к пяти-шести годам, требуется определенная отдача. Их можно и нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру, о ком как можно позаботиться, куда поехать вместе отдыхать.

Вовлечение ребенка в домашние заботы способствует воспитанию его, как члена семейного коллектива. Ребенок, привыкший к содержательному и уважительному общению в семье, будет тянуться к ней и в подростковом возрасте, не отстранится от нее, несмотря на появившиеся к тому времени новые интересы и более широкий круг друзей. Детей, которые в семье являются лишь объектами заботы со стороны взрослых, легко отличить от других детей. Для них характерны не только беспомощность, но, прежде всего, эгоистичность, незаинтересованность в общих делах.

Итак, из всего сказанного выше становится ясно, что воспитать трудолюбивого ребенка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении, взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательно-ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности.

В идеале дети и взрослые должны трудиться вместе (или под наблюдением старших) систематически и в самых разных ситуациях, условиях. При этом трудовое нравственное влияние бывает не только целенаправленным, но и стихийным, т.е. когда оно происходит само по себе. Как мы уже сказали, самостоятельная деятельность ребенка и его повседневные наблюдения за добросовестным трудом взрослых обязательные условия трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает.

В детском саду это осуществляется на основе специальной программы: воспитатели старших групп используют все средства трудового воспитания в комплексе, что оказывается ценным для формирования у детей нравственно-волевых качеств, таких, как эмоционально-осознанное поведение при выполнении порученного дела. С детьми проводятся беседы, организуют экскурсии, учат наблюдать за трудом взрослых. При этом преследуется главная идея, выражаемая в доступной для детей форме: работа всякая нужна, работа всякая важна.

Родители должны знать об этом аспекте работы воспитателей детского сада и дома придерживаться таких же установок. Главное не в том, чтобы дети поняли и запомнили трудовые процедуры; главное, чтобы они поняли цель различных видов трудовой деятельности, ее результаты, а также отношение людей, прежде всего самых близких родителей, бабушки, дедушки, к работе, как ее выполняют. Мы уже говорили, что нет прямой зависимости между образованием родителей и их педагогическими возможностями. Хорошо воспитанные дети вырастают в семьях, где родители независимо от того, что они закончили, чувствуют свою ответственность за будущее ребенка и поддерживают тесные связи с воспитателями детского сада. Таких родителей объединяет стремление узнать как можно больше о ребенке, особенностях его воспитания, понимание своей роли в подготовке детей к жизни и труду в обществе, умение организовать жизнь детей.

В семьях, где трудовому воспитанию уделяется много внимания, дети говорят о работе, в которой участвуют вместе со взрослыми или которую выполняют самостоятельно, так: «Это моя обязанность. Так мама сказала.»; «Если я не уберу игрушки, в комнате будет беспорядок, а бабушке нельзя нагибаться и по полу ползать.» Эти высказывания свидетельствуют: дети понимают, что они помогают родителям, у них эмоционально-осознанное отношение к значению своей работы для родных. А это происходит потому, что взрослые стремятся передать своим детям необходимые знания, понимают, что у детей этого возраста труд и игра связаны между собой. Как правило, недостатки родителей – это недооценка родителями необходимости трудового воспитания с детства, и как следствие – старшие дошкольники не приучены трудиться, у них нет постоянных обязанностей, а просьба, требование сделать что-либо или вообще не мотивируется, или объясняется так: «Надо сделать».