Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников

Формы организации взаимодействия детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании

Музыкальный руководитель должен заинтересовать родителей своей работой и помочь им создать условия для слушания ребенком музыки дома.

Для начала музыкальному руководителю рекомендуется выступить на общем родительском собрании, которое проводится в сентябре. Если в детском саду есть видеомагнитофон, можно показать запись фрагментов отдельных занятий, праздников, выступлений детей. Особенно интересно, если детей одной группы снимали каждый год их пребывания в детском саду, и вы сможете показать их сначала в младшем возрасте, а затем – в подготовительной группе. Если аппаратуры нет, можно подготовить 3-5 выступлений детей старших групп.

На первом групповом родительском собрании (в сентябре) музыкальный руководитель рассказывает о целях и задачах музыкального воспитания детей на текущий год; необходимости слушания классической музыки и пения в семье, перспективах участия родителей в детских утренниках, занятиях-развлечениях.

На собрании назначается время ежемесячных консультаций для родителей, посвященных именно музыкальному воспитанию детей.

Музыкальный руководитель (по желанию родителей) собирает аудиокассеты, на которые записывает для каждого ребенка каждой семьи музыку для слушания дома. К каждой кассете прилагается репертуар.

Он также выясняет, кто из членов семьи владеет каким-либо музыкальным инструментом и сможет принять участие в утренниках, занятиях-развлечениях и занятиях по слушанию музыки. Аудиокассеты следует раздать только после того, как дети на двух-трех отдельных музыкальных занятиях послушают классическую музыку. Желательно, чтобы родители посетили занятия, посмотрели, как они организованы, как дети слушают музыку. На одном занятии могут присутствовать не более четырех родителей.

Обязательно нужно познакомить родителей, как правильно слушать музыку с ребенком. Это можно сделать на консультациях с родителями, с помощью папок-передвижек, в процессе индивидуальных консультаций.

Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствии детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.

После утренника нужно поговорить с родителями и коротко рассказать о каждом ребенке.

В конце апреля родителей просят ответить на вопросы анкеты, по результатам которых можно судить об уровне заинтересованности родителей в музыкально-эстетическом воспитании ребенка, вопросы и темы, интересующие родителей в данном процессе, трудности и положительные моменты. По итогам можно планировать и корректировать работу педагогов.

Прекрасная форма организации взаимодействия – семейный клуб. Цель таких клубов такова: познакомиться, подружиться, привлечь мам, пап, бабушек и дедушек к воспитанию и развитию детей и внуков, помочь им в этом, поделиться опытом, приобрести новый и сделать встречи праздником.

Таким образом, пришла к выводу, что в целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо использовать разнообразные формы организации работы с родителями. Добиваться как можно более активного включения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса.

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка в детстве зависит на сколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания дошкольников на основе проведенных исследований по этому вопросу были разработаны задачи музыкального развития в семье.

Слушание-восприятие

Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Формировать воспитание музыки во взаимосвязи с “материальными произведениям”, живописью, театром. При обсуждении детьми прослушанного, направлять их внимание на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания.

Организация

Создание условий для прослушивания.

А) технические средства (магнитофон, музыкальный центр и др.)

Б) музыкальный репертуар (кассеты, диски)

В) создание комфортной, спокойной обстановки в помещении, где ребенок слушает музыку

Г) совместные походы с детьми в театр, концерт

Д) собирание домашней фонотеки

Певческая деятельность

Поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступным по содержанию и музыкальному языку; небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. Стараться ограничить голос детский от излишних нагрузок (не петь “взрослых” песен с большим диапазоном мелодий). Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимовыполнению и формирует любовь к пению и песням.

Организация

1. Беседа с детьми о впечатлениях полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Попросить их спеть. Пусть ребенок научит вас этой песне.

2. Собирание домашней фонотеки, составление из любимых песен, также кассет-караоке (как видео, так и аудио). Семейное исполнение любимых песен на праздниках семейных.

Музыкально-ритмическая деятельность

Поддерживает интерес к музыкально-двигательной деятельности детей. Как можно чаще создавать ситуации для танцевальной импровизации дошкольников. Использовать музыку для выполнения физических упражнений. При обсуждении балета, танцев, увиденных фильмов, театре, на концерте обращают внимание детей на красоту движений, возможности языка-жеста, мимики, позы, пантомимы.

Организация

1. Выполнение утренней гимнастики, лечебной физкультуры под музыку

2. Просмотр передач транслирующих концерты, театральные постановки, кинофильмы, балетных постановок, соответствующих возрасту ребенка с последующим обсуждением.

3. Использовать как самостоятельно, так и совместно подготовленные танцевальные композиции семейных праздников, а также танцевальных импровизаций.

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах:

Обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и другие), инструментах детского оркестра (металлофон, триолла, ксилофон). Учить музицировать на одном, двух – трех звуках индивидуально и в совместно со взрослыми. Предлагать творческие импровизации, близкие интересам ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие).

Организация

1. Материальное обеспечение элементарного музицирования:

а) приобретение музыкальных инструментов

б) создание музыкального уголка

в) совместное создание музыкальных инструментов из подручных материалов

2. Во время самостоятельных занятий музицированием ребенку создать условия, чтобы его в это время не отвлекали.

3. Cоздавать импровизированные семейные оркестры, с привлечением родственников и друзей (например, шумовые оркестры на семейных праздниках).

Таким образом, можно сделать вывод, что при активном музыкально- эстетическом воспитании в семье в процессе решения выше изложенных задач с использованием разнообразных форм музыкальной деятельности ребенка, а также привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием дошкольника, способствует обогащению духовного мира ребенка, более эффективному развитию его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и формировании музыкальной культуры в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология педагогической мыли России второй половины 19 – начала 20 в. Составитель П.А. Лебедев – Педагогика, 1990

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка — М. 1963

3. Ветлугина Н.А. Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду — М 1983

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М 1983

5. Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр 49

6. Волков Б.С. Этнопедагогика: учебник для студентов средн. и высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр “Академия”, 1999

7. Волков Б.С. Волкова Н.В. “Детская психология” психического развития ребенка до поступления в школу – М., Просвещение, 1969

8. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада под редакцией Н.Ф. Виноградовой — М, 1989

9. Восприятие музыки-М, 1980

10.Ю.Выготский Л.С. Психология искусства. Издательство “Феникс”, 1998 11.П.Данилина Т.О. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Дошкольное воспитание. 2000 №1 стр. 41-48, №2 стр. 44-49

12.Детский сад и родители. (Из опыта работы детских садов Москвы) под редакцией Е.И. Колоярцевой – М, Просвещение, 1969

13.Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду В.И. Логинова, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович-СПБ; Детсво-Пресс, 2001

14.Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников – М. Просвещение, 1985

15.Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства – в отрочество. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91

16. Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методологических материалов – М, 2001

17.Дубровская Е.А. Раз ступенька, два ступенка – будет лесенка. Методические рекомендации к программе “Из детства – в отрочество” – М., 1997

18. Зимина А.Н. основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М, 2000

19. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Годдонова и другие – М, Просвещение, 2002

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Изд. Центр “Академия”, 2000

21. Кошелева М.Н. Эмоциональное развитие дошкольника – М. Просвещение, 1985

22. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание – М. Академия, 1999

23. Любина Г.П. Праздники и праздничное общение. Ребенок в детском саду. 2001 № 3 стр. 84-85

24.Майамин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном – М, 1982

25.Метлов Н.А. Музыка – детям – М. Просвещение, 1985

26. Методика музыкального воспитания в детском саду (под редакцией Н.А. Ветлугиной) – М, 1989 28.Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” составитель Л.В. Русскова – М. Просвещение, 1986

27. Морева Н.А. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. Дошкольное воспитание. 1996 № 11 стр. 91-95

28. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада (составитель Е.П. Раевская и другие) – 3 издание, доработанное – М. Просвещение, 1991

29. Музыкальные занятия в детском саду : из опыта работы. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя Н.А. Ветлугина, И.Л, Дзержинская, Л.Н. Комиссарова — М. Просвещение, 1984

30. Мухина В.С. Детская психология – М-76, 1985

31. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей

32. Общая психология (составитель Е.И. Рогов Гуманитарный издательский центр Владос). 2000

33. Педагогика раннего возраста (по программе “Кроха”) учебное пособие под редакцией Г.Г. Григорьевой (научный руководитель), Н.П. Котовой, Д,В. Сергеевой

34. Психология. Словарь под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – 2 издание, исправленное и дополненное – М. Политиздат. 1990 Дубровиной, стереотип – М. Издательство центр “Академия”. 2002

35. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду – М. Просвещение, 1994

36. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей – М. Владос. 1997 37.Регаткина Т. Сказка, рожденная музыкой. (Дошкольное воспитание. 2003

№2 с. 108- 113) 44.Современный словарь по подготовке, (составитель Ропацевич Е. С. Мн.: Современное слово “, 2001)

38.Теплов Б. М. Психология специальных способностей. (Проблемы индивидуальных различий. – М.; 1961)

39.Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. – № 7,8)

40.Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада (под редакцией Н. А. Ветлугина – 2 издание, переработанное – М.: Просвещение, 1985.)

41.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. (Е. А. Дубровская, Т. Г. Казлова, Н. Н. Юрина и др.; под редакцией Е. А. Дубровская, С. А. Казловой.- М.: Издательский центр ” Академия ” 2002.)