РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуре. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, «с молоком матери» ребенок должен впитать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, сказки, поговорки, пословицы, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного – оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта разных национальностей. Их всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народов России, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании семейного воспитания подрастающего поколения сейчас.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая множество различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны, где главная роль будет принадлежать семьям, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Основная задача родителей и педагогов заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой Родине, к своим родным местам. Формирование чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система знаний по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления с прикладным искусством малой родины. Поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязаные, вышитые, тканные, вырезанные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков. Родители могут детям в доступной форме разъяснять технологии ремесленной деятельности.

Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д.С.Лихачева: « Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины».

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Именно семья призвана формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и лает возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Всех благ Вам в жизни и здоровья,

Богатства, доброго тепла.

Семья, согретая любовью,

Всегда надежна и крепка.

Желаем мира и добра,

Пусть будет светлою дорога,

Пусть будет дружною семья,

И счастья будет много-много!