Непременным условием здоровья детей на многие годы является рациональное питание, этот вопрос требует большого внимания со стороны взрослых. Наша обязанность – обучить ребёнка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на обязательных занятиях, так и во время приёма пищи.

Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создаёт хорошее настроение, развивает уверенность в себе.

Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков за столом:

1 мл группа (от2-х до 3-х лет):

Закреплять умение самостоятельно мыть руки перед едой, вытираться насухо полотенцем, правильно садиться на стул и за стол.

Сформировать умение правильно пользоваться ложкой ( правой рукой снизу), пользоваться чашкой ( двумя руками, за ручку). Пользоваться салфеткой.

3. Опрятно есть, тщательно пережёвывая пищу, есть разнообразную пищу, доедать по-возможности всё, с помощью взрослого.

4. Сформировать умение выполнять правила поведения за столом: не выходить из-за стола, не закончив еду, не шуметь, говорить спасибо, уносить за собой чашку.

мл группа (от3-х до 4-х лет):

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки перед едой, правильно пользоваться мылом, расчёской, насухо вытираться, вешать полотенце на место.

Сформировать навыки приёма пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, маленькой ложкой), салфеткой, пережёвывать пищу с закрытым ртом, полоскать рот после еды.

Средняя группа (от 4-х до 5-ти лет):

1. Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5-ти до 6-ти лет):

Закреплять приобретённые умения пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвинуть стул, поблагодарить взрослых, отнести чашку и салфетку и пополоскать рот.

Подготовительная группа (от 6-ти до 7-ми лет):

Закреплять навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, есть бесшумно, и пить, правильно пользоваться приборами, приводить стол после себя в чистое состояние, не крошить, полоскать рот после еды.

Сервировка стола:

Постелить скатерть или салфетку.

Поставить салфетницу с салфетками. (посредине стола)

Хлебница с хлебом (хлеб кладётся вилкой или лопаткой) посредине стола.

Поставить чашку с блюдцем ( ручка справа). – рядом с хлебницей.

Поставить салатницу перед каждым ребёнком.

Тарелку под первое блюдо – на край стола.

Нож и ложка справа, вилка – слева от салатницы. (нож – ближе к салатнице), маленькая ложечка – на блюдце сбоку.

Ножи и вилки, а также ложки брать только за ручки.

Дети садятся за стол, когда там лежит хлеб, салат, налито первое и третье блюдо. Второе подается дежурными или помощником воспитателя по мере съедания первого.

Правила поведения за столом:

Перед едой обязательно помыть руки.

За столом сидеть прямо и не разговаривать, локти не задирать вверх и не ставить на стол.

Столовые приборы держать правильно (ложку снизу, нож и вилку сверху, палец указательный на ребре).

Во время еды жевать с закрытым ртом.

Салат резанный есть ножом и вилкой. Не брать вилку в рот, а снимать с неё пищу губами, не облизывать нож. После еды – салат на край – тарелку с первым придвинуть к себе.

Тарелку с первым блюдом лучше наклонять от себя во время доедания, и ложкой работать от себя.

Первое есть тихо, не хлюпать, ложку подносить ко рту и опрокидывать, а не засовывать полностью в рот, есть, наклоняясь над тарелкой.

Мягкие вторые блюда (котлеты, шницель, запеканки и т.д. отламывать вилкой, твёрдые – резать).

Отламывать и класть в рот маленькие кусочки и жевать с закрытым ртом.

Во время поедания гарнира нож держать, как барьер, вилкой накладывать, а не ножом класть на вилку.

Хлеб брать руками и рекомендуется на откусывать , а отламывать маленькими кусочками, в хлебнице не должно быть никаких отходов, ил корочек, все отходы – на краю тарелки ребёнка.

Нельзя лазить в тарелку руками, сорить на стол или пол. В младших группах, где нет ножей, дети помогают себе есть хлебной корочкой.

Нежелательно запивать пищу компотом.

Третье блюдо пить нужно держа чашку за ручку вместе с блюдцем.

Ягоды из компота берут ложечкой, и ей же вынимают косточки изо рта и кладут на блюдце.

После еды вытереть рот салфеткой, использованную салфетку положить в тарелку.

Привести в порядок свой стол, отнести чашку, вытряхнуть, куда положено салфетку, задвинуть стул, поблагодарить взрослых, пополоскать рот.

Дежурные убирают со стола посуду, протирают столы.

Организация приёма пищи:

Во время приёма пищи в группе должно быть спокойно, тихо. Воспитатель в соответствующей одежде, вместе с детьми.

В младшей и ясельной группе можно вести беседы с детьми от имени персонажей – кукол с разъяснением правил поведения за столом.

В старших группах необходимо разъяснять детям полезность пищи, способы приготовления блюд, витаминная ценность блюд, полезность и вредность различных продуктов для организма, правила поведения за столом, о бережном отношении к хлебу и другой пищи, о людях, которые готовят пищу в детском саду.

Следить и проводить соответствующую работу, чтобы дети ели все блюда и доедали до конца.

Практиковать показ приёмов работы столовыми приборами.

Можно включать тихую музыку во время приёма пищи.

Воспитателю строго следить за своим видом, поведением и речью.

Для правильной организации приёма пищи необходимо специальные занятия по этикету в игровой форме.