Суть
сенсорного развития
ребенка.
Необходимость
сенсорного воспитания.
Султанмуратова
Альфия
Рашитовна
г. Троицк 2013 г.

«вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» Выготский.

Сенсорный - означает относящийся к чувствам, ощущениям. Физиологию органов чувств принято называть сенсорной физиологией. Кажется, это понятно без всяких пояснений: может ли нормально проходить воспитание и развитие ребенка, если, скажем, он недостаточно видит или слабо слышит? Но если даже зрение и слух у него в полной норме, они все равно нуждаются в дальнейшем развитии, совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания детей.

Сенсорное развитие детей это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для накопления определенных знаний о мире, усовершенствования деятельности органов чувств.

Сенсорное развитие ребенка служит основой восприятия окружающего его мира. Познание окружающих предметов происходит через работу органов чувств малыша, полученные ощущения формируют целостные образы различных предметов. Таким образом, зрительное восприятие помогает судить вашему чаду о форме, цвете, размере, интересующего его предмета. Очень значимым является кожное восприятие, которое включает в себя тактильные ощущения (фактура предметов – гладкое, шершавое, скользкое, липкое и т.д .), температурные ощущения ( холодное, горячее ), осязательные ощущения ( определение формы предмета на ощупь ), определение веса предмета.

Сенсорное воспитание дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Необходимость сенсорного воспитания заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с “живого созерцания”, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, “самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека”.

Упражнения для сенсорного развития детейДля сенсорного развития ребенка очень важно, чтобы малыш научился сопоставлять данные разных органов чувств и складывать их в единое целое. То, есть, чтобы он понимал, что изображение, допустим, поезда на картинке, звук проезжающего поезда, запах мазута на станции – все они относятся к единому объекту.

То есть ребенка нужно научить на основе различных сенсорных ощущений, составлять единое понятие о предмете.Поэтому все чувства ребенка надо развивать одновременно.Сенсорное развитие слуха.Рассматривая книгу о животных, вы можете сымитировать некоторые звуки, которые они могут издавать (например, кошка, собака, корова, барашек…)Не ленитесь и объясняйте крохе, что, вот, проехал за окном автомобиль, а следующий звук принадлежит большой грузовой машине… Так чирикает воробей, а так – каркает ворона. Общаясь с малышом, вы не только помогаете ему развиваться – так же происходит пополнение словарного запаса. И ничего, что малютка пока не может повторить за вами все слова, они составят его пассивный словарный запас, который спустя некоторое время перейдет в активную форму. 

Сенсорное развитие зрения.Малыши смотрят на мир широко распахнутыми глазами, не пропуская не одной мелочи. Очень важно, чтобы взрослея, ребенок не утратил этой способности – замечать малейшие нюансы в выражении лиц, тончайшие детали окружающего мира. К тому же наблюдательность развивает фантазию, воображение. Гуляя с ребенком, рассматривайте, к примеру, кору на деревьях, снег – ведь он состоит из сотен крошечных крупинок… Придя домой, предложите малышу зарисовать то, что он увидел. У маленького художника может не все получится, но главное – желание, вдохновение. А для самых маленьких подойдут пальчиковые краски, с помощью которых кроха передаст свое настроение.Еще можно предложить ребенку рассмотреть один и тот же предмет под разным углом, с близкого и с дальнего расстояния, через увеличительное стекло, через целлофан. Впечатления у малыша от такого занятия будут незабываемые! Ведь обычный предмет (скажем, комнатный цветок, любимая игрушка) будет каждый раз меняться, выглядеть по-другому, по-новому, что вызовет неподдельный восторг и удивление у малыша. 

 Сенсорное развитие осязания.Тактильные ощущения очень важны для сенсорного развития детей. Самое простое, что делают мамы для развития сенсорного развития осязания, это шьют небольшие мешочки из разных по фактуре тканей и наполняют их разными предметами (крупой, пуговицами, бумагой, маленькой игрушкой). Играя с такой незамысловатой игрушкой, проводя с ней различные манипуляции, ребенок, безусловно, узнает для себя много нового и интересного.Немного повзрослевшему ребенку предложите походить босыми ножками по разной поверхности – ковру, клеенке, паркету, шелку. Пусть он опишет свои ощущения, расскажет, что чувствовал (приятно, тепло, щекотно, неуютно…)А чтобы познакомить кроху, к примеру, с понятиями «мокрое» – «сухое», предложите ему помыть свою любимую игрушку, постирать одежду для куклы. 

Сенсорное развитие вкусаПредлагая малышу то или иное блюдо, скажите о нем пару слов – сладкое-соленое, кислое-горькое. Ребенка, который уже неплохо говорит, можно попросить передать словами свои ощущения. Для характеристики вкусовых ощущений можно использовать такие словосочетания, как «тает во рту», «мягкий и сочный», «щиплет язычок». Попросите кроху определить температуру поданного вами блюда. Ну, а если ваш ребенок – «малоежка», то такие игры наверняка его увлекут и настроят на положительный лад.Сенсорное развитие обонянияНенавязчиво расскажите ребенку о том, как запахи оживляют нашу жизнь. Психологи советуют дать малышу понюхать в темных флаконах вещества с ярко выраженным запахом (чеснок, мята, апельсин, кофе…) и выбрать для него самый приятный. А затем попросить ребенка что-то нарисовать, передать свои чувственные впечатления от запаха на бумаге. Прогуливаясь с ребенком на улице, обращайте его внимание на запахи – свежий морозный воздух; запах после дождя; свежая выпечка…