Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад – «Медвежонок»

Семинар – практикум

«Развитие речи по рассматриванию картин»

08.02.2013

Ход проведения

Я рада приветствовать вас на семинаре практикуме по теме «Развитие речи детей, через рассматривания картин». Начать свое выступление хотелось бы с мудрых слов «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, грамматической.

Прежде чем мы перейдем к теоретической части, я хочу предложить вам показать как вы на практике с детьми рассматриваете картины, т.е методику рассматривания картин в разных образовательных областях.

О.о «Художественное творчество» картины мастеров искусства

О.о «Познание»

О.о «Социализация».

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие  окружающей жизни . Картина не только расширяет  и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях , но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. В детском саду для обучения используются как предметные, так и сюжетные картины.

СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:1. Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров, «Наш Таня», «Зимние развлечения» И.О.Соловьевой).2. Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Этапы обучения рассказыванию по картине

Первый этап

. Характеристика развития речи детей Раннего возраста.

Для ребёнка–дошкольника восприятие предмета это, прежде всего ознакомлениес ним (его назначением, свойствами, деталями). Предметы — это окружающие ребёнка игрушки, животные, одежда, посуда и т.д. Поэтому развитию понимания речи придаётся особое значение на протяжении всего обучения. Воспитатель строит диалог сам, давая образцы ответов, придумывая разнообразные игровые ситуации. Уже на втором году жизни, во второй половине года рассматриваются разные предметы, картинки, где также дети учатся понимать вопросы педагога и элементарно на них отвечать. Системный материал по этому вопросу представлен в работах В.А.Петровой, Л.Н.Павловойи др.

На третьем году жизни постепенно ребенок сможет не только отвечать на вопросы, слушать рассказ, но и самостоятельно составлять небольшой рассказ, а это очень существенный показатель становления монологической речи. Однако педагоги должны знать то, что нельзя заставлять ребенка рассказывать о том, что нарисовано на картинке. Захочет он рассказать – прекрасно, в другом случае надо проявлять максимум терпения и изподволь вызывать у него такое желание.

Можно предложить нескольким детям рассмотреть картинку, задать простые вопросы, сочинить простой рассказ, затем повторять этот рассказ вместе. Один ребенок будет повторять рассказ – это хороший результат. Другие дети будут обяйзательно слушать, а через некоторое время смогут и повторить.

Виды занятий: :

Занятия с картинками

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Рассматривание картины «Наша Таня громко плачет» и т.д

Рассматривание предметных и сюжетных картин «Мы играем» и т.д

Рассматривание предметных картинок (мебель, одежда, игрушки, животные и т.д)

Младший дошкольный возраст:

Осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине.

Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное изложения. Дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.

На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого к связным высказываниям (Ответы на вопросы воспитателя).

Первые картины в этом возрасте – это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные), а также несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.

Мероприятия по ознакомлению детей с картиной могут проводиться разнообразно. Например, можно начать с вводной беседы, цель которой – выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. основной методический прием – вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованной картине. Иногда используем художественное произведение, рассказ писателя о домашних животных, небольшое стихотворение или потешку, загадать загадку, спеть с детьми знакомую песенку « о кошечке, собачке, курочке» ( интеграция образовательных областей коммуникация интегрирует с художественной литературой, музыкой)

Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Воспитатель задает вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.

После мероприятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее, замечают то, что не заметили, высказываются. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

Второй этап

В среднем дошкольном возрасте становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Детей среднего возраста учат составлять главным образом описательные рассказы как по предметным, так и по сюжетным картинам.

Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. Первое время некоторые дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постоянно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества.

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задание можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»). Можно ввести рассказывание по плану.:Структура занятия: 1. дети молча рассматривают картину, 2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали, 3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный), 4. дети воспроизводят образец,5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество. Третий этап

Старший дошкольный возраст:

В связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказа по картинам. К рассказам детям предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ – образец дается в старшей группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картинок для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самые разные.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Интересно проходят составления коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умения оценивать рассказы( и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.

Детей этого возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описание природы.

Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами.

Детей обучают следующим типам высказываний: – описанию и сравнению предметных картин; – описанию сюжетных картин; – повествованию по серии сюжетных картин.

Описательный рассказ Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного. Виды описательного рассказа: фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие заданной темы; развернутое описание конкретного объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.). Виды рассказывания по картине1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

выделение значимых объектов картины;

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.