«Адаптация педагогов к ДОУ»

Теоретическая часть:

Первые годы работы для молодого специалиста – самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.

Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.

Профессиональная адаптация – это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Раскрытию творческого потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.

Первая позиция: Карабас-Барабас.

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса.

Вторая позиция: Мальвина

Мальвина – благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного малыша в чулан. Позиция воспитателя – Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания

Третья позиция: Красная шапочка

Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Позиция воспитателя – Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий.

Четвёртая позиция: Спящая красавица

Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.

Пятая позиция: Наседка

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

Шестая позиция: Снежная Королева

Цель Снежной королевы – власть над миром, и в частности над Каем. «Снежная королева» искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию.

Седьмая позиция: Мери Поппинс

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель – Мери Поппинс преследует одну-единственную цель – развитие ребенка.

У каждого из присутствующих педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного, мы можем сделать вывод: что самая оптимальная позиция для педагога – позиция № 7.

В заключение теоретической части хочется сказать, что около полутора веков назад немецкий общественный деятель и создатель детских садов Фридрих Фребель назвал дошкольное учреждение «садом», считая, что ребенок подобен цветку и его развитие зависит от внимательного и заботливого ухода. А воспитатели – неустанные садовники, любовно и бережно растящие эти сокровища.

Поэтому сейчас на базе нашего учреждения мы – педагоги наставники, проведем конкурс для молодых педагогов «Садовницы».

Практическая часть:

Одной из форм поддержки молодых педагогов может стать нетрадиционная форма работы – конкурс «Садовницы».

Цели: выявить организаторские, творческие, интеллектуальные способности молодых специалистов, познакомиться ближе с педагогическим коллективом.

С молодыми специалистами проводится жеребьевка. Они входят в зал по одному под торжественную музыку и занимают места за столом в соответствии с полученным номером. Затем молодые специалисты собирают группу поддержки из педагогов с такими же фигурами, которые вытянули они:

Первый этап «Расскажи о себе»

А теперь настало время с вами познакомиться. Представьте, пожалуйста, каждый свою визитную карточку, согласно номерам жеребьевки, шуточный рассказ о себе – предусматривает выступление продолжительностью не более трех минут (из предложенных нарезанных фраз, молодым педагогам нужно составить рассказ о себе).

(Молодые специалисты представляют визитные карточки)

Второй этап «Ох, уж эти загадки»

Все вы работаете с детьми дошкольного возраста. Дошкольники знают очень много сказок, а знаете ли их вы? На этих красивых цветах написаны сказочные загадки. Вы должны их отгадать.

1.Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажи-ка имя ее!

(Красная шапочка)

2. Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла.

( Золушка)

3. Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

(Белоснежка)

4. Ах, ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко…

(Петушок – Золотой Гребешок)

5. Баба била – не разбила,

Дед ударил – не разбил.

Баба очень загрустила.

Кто же бабе подсобил?

(Мышка)

6. Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

(Снегурочка)

Третий этап «Узнай пословицу»

В работе с детьми педагоги часто используют чистоговорки, пословицы, скороговорки. На веселых шариках написано начало пословицы (пословицы о дружбе), а вам необходимо ее закончить.

Дружба дружбой, …………. .(а служба службой)

Сам погибай, …………… .(а товарища выручай)

Старый друг ………………. (лучше новых двух)

Вместе тесно, …………………… (а врозь скучно)

Знакомых много, ………………. ..(а друзей мало)

Крепкую дружбу ……..(и топором не разрубишь)

Четвертый этап «Поем песни»

В работе с детьми педагогам необходимо знать очень много детских песенок. Теперь молодые педагоги, должны организовать свою группу поддержки и вместе спеть детские песенки.

Жеребьевка:

Чунга-чанга

Антошка

Песенка львенка и черепахи

Пятый этап «Проведи игру»

Итак, последний и самый ответственный на сегодня конкурс. Основной вид деятельности дошкольников – игра. Но сейчас каждый из вас проведет подвижную игру не с детьми, а с педагогами. (Игру молодые педагоги, должны подготовить заранее)

В педагогической деятельности важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

ТЕКСТ ПЕСНИ

Антошка

(М/ф «Веселая карусель №1» Муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина)

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам – пам – пам,

Тарам – пам – пам,

Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке.

Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке.

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам – пам – пам,

Тарам – пам – пам.

Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.

Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.

Тили-тили, трали-вали,

Это, братцы, мне по силе!

Откажусь теперь едва ли!

Тарам – пам – пам,

Тарам – пам – пам.

ТЕКСТ ПЕСНИ

Чунга-чанга

(сл. Ю.Энтина, м/ф «Катерок»)

Чунга-чанга! Синий небосвод!

Чунга-чанга! Лето – круглый год!

Чунга-чанга! Весело живем!

Чунга-чанга! Песенку поем!

Чудо-остров, чудо-остров!

Жить на нем легко и просто!

Жить на нем легко и просто!

Чунга-чанга!

Наше счастье постоянно -

Жуй кокосы, ешь бананы!

Жуй кокосы, ешь бананы!

Чунга-чанга!

Чунга-чанга! Места лучше нет!

Чунга-чанга! Мы не знаем бед!

Чунга-чанга! Кто здесь прожил час -

Чунга-чанга! Не покинет нас!

ТЕКСТ ПЕСНИ

Песенка львенка и черепахи

(Слова: Козлов С.)

Я на солнышке сижу,

Я на солнышко гляжу,

Всё сижу и сижу,

И на солнышко гляжу.

Носорог-рог-рог идёт,

Крокодил-дил-дил плывёт,

Только я все сижу

И на солнышко гляжу.

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Всё лежу и лежу,

И на солнышко гляжу.

Рядом львёночек лежит

И ушами шевелит,

Только я всё лежу

И на львёнка не гляжу.

Только я всё лежу

И на львёнка не гляжу.