НДОУ «Детский сад № 204 ОАО «РЖД»

Семинар-практикум для воспитателей

«Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников»

План семинара-практикума

1. Теоретическая часть

Цель: Изучение и систематизация приёмов и технологий, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи:

Систематизировать знания воспитателей по формированию грамматического строя речи у дошкольников в норме и патологии.

Познакомить с новыми технологиями по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР: синквейн, метод ассоциативных связей, интеллектуальные карты.

Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение «Педагогической мастерской».

2. Практическая часть

Мультимедийная презентация из опыта работы учителя-логопеда «Формирование лексико-грамматического строя в рамках работы над обогащением глагольного словаря и в работе над родственными словами».

Тест. «Педагогическая мастерская»

Учителя-логопеды демонстрируют используемые в работе игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических средств языка. Познакомят с популярной и научно-методической литературой по обозначенной теме.

Ход проведения

«… грамматика, преподаваемая логически,

начинает развивать самосознание человека

т. е. именно ту способность, вследствие

которой человек является человеком

между животными»

К.Д.Ушинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.

Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.

Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.

Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Сегодня в исследованиях разных авторов (М.М.Кольцовой, А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздева, В.В.Гербовой, Е.И.Тихеевой и т.д.) достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста.

По данным А.Н.Гвоздева к трем с половиной годам в словаре детей представлены все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия). В то же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отображающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи системы флексий, отдельных служебных слов и т. д.

Такие исследователи детской речи, как Гвоздев А.Н., Красногорский Н.М., Швачкин Н.Х., отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.

При овладении лексико-грамматическим строем дети с ОНР испытывают значительные трудности: плохо запоминают терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения.

Менее сформированной является функция словообразования, чем функция словоизменения. Это проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха – «пушоная»; варенье из груш – «грушиное»; лапа волка – «волкина»).

В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или (ехал – уехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета» – мы используем мнемотехнику.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Игровой тест “Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста” (Практическая часть)

Правила игры: играющие по очереди бросают кубик и передвигают по игровому полю свою фишку на указанное на кубике число клеточек. Выигрывает тот, кто первым доберётся до финиша.Если играющий попадает на красную клеточку, то он должен ответить на один из вопросов, записанных на карточке красного цвета. Только в случае правильного ответа он сможет перейти по стрелочке на указанную клеточку. В случае неправильного ответа играющий пропускает один ход.Если играющий попадает на синюю или зелённую клеточку, то он должен ответить на вопросы, написанные, на синей или зелёной карточке с соответствующим номером. Если ответ дан правильно, играющий продолжает путь по основному полю. Если ответ не верен, то играющий пропускает один ход. Перед повторным вступлением в игру он зачитывает по карточке правильный ответ.

Материал: игровое поле, фишки (по количеству играющих), кубик с делениями от 1 до 6, карточки с вопросами (3 набора).

Вопросы

Красные карточки

Теоретические задания.

1. Что изучает синтаксис? (Cловосочетания и предложения).

2. Что такое морфология? (Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи).

3. Отличие терминов формообразование (словоизменение) и словообразование (При формообразовании возникают только разные формы одного и того же слова, т.е. меняется окончание; при словообразовании создаются новые слова).

4. Что такое словообразование? (Это раздел языкознания, изучающий строение и способы образования слов)

5. Что такое словоизменение? (Это раздел языкознания, изучающий разные формы одного и того же слова).

6. Что означает слово аграмматизм? (Ошибки, допущенные при согласовании слов).

7. Перечислить грамматические категории существительных. (Род, число, падеж, одушевлённость – неодушевлённость)

8. Перечислить грамматические значения падежа. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

9.Перечислить грамматическое значение рода. (Женский, мужской, средний).

10. Перечислить грамматическое значение числа. (Единственное, множественное).

11. Что такое склонение существительных? (Изменение по падежам).

12. Что такое существительное? (Самостоятельная часть речи, выражающая предметность и отвечающая на вопросыкто?что?).

13. Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой?, чей?).

14. Что обозначают качественные прилагательные? (Обозначают свойство самого предмета, безотносительно к другим предметам).

15. Что выражают относительные прилагательные? (Выражают признак через отношение к людям, предметам, действиям, месту…).

16. Что характеризуют притяжательные прилагательные? (Характеризуют предмет по его принадлежности к лицу, живому существу).

17. Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс, отвечает на вопросы что делать?, что сделать?).

18. Перечислить наклонение глагола, привести примеры

Изъявительное – обозначает действие, которое имеет место, имело место, будет иметь, место в действительности рисует, рисовал, будет рисовать.

Сослагательное – обозначает действие, которое возможно, при каких либо условиях нарисовал бы.

Повелительное – выражает побуждение в форме просьбы, приказа, пожелания, совета рисуй.

19. Перечислить время глагола, привести примеры. (Прошедшее, настоящее, будущее).

20. Что такое простое и сложное предложение? Какие бывают сложные предложения? (Простые предложения состоят из одной грамматической основы; Сложные из 2-х или более грамматических основ; Сложные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые).

Синие карточки

Все задания связаны со знанием педагогами программы по разделу “Грамматический строй речи”. Педагоги должны, определить для какого возраста детей соответствует данная задача.

1. Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже. (с 3 до 4 лет)

2. Умение составлять предложения разных типов. (с 4 до7 лет)

3. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около. (с 6 до7 лет).

4. Умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (с 3 до 4 лет).

5. Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении. (с 4 до 5 лет).

6. Умение согласовывать существительные и числительные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

7. Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов. (с 6 до 7 лет).

8. Умение образовывать название детёнышей животных (домашних и диких). (с 5 до 6 лет).

9. Умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым. (с 3 до 4 лет).

10. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 3 до 4 лет).

11. Умение употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. (с 4 до 5 лет).

12. Умение различать и употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около.(с 4 до 5 лет).

13. Умение правильно согласовывать слова в предложении. ( с 4 до 5 лет).

14. Умение соотносить названия животных и их детёнышей, образовывать названия детёнышей в единственном и множественном числе. (с 4 до 5 лет).

15. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с 5 до 6 лет).

16. Умение образовывать прилагательные от существительных. (с 6 до 7 лет).

17. Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. (с 5 до 6 лет).

18. Умение употреблять имена существительные в именительном падеже (единственное и множественное число). (с 3 до 4 лет).

19. Умение образовывать названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (с 3 до 4 лет).

20. Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание. (с 4 до 5 лет).

Зелёные карточки

Практические задания

Придумать задание к задаче

1. Уточнить и активизировать словарный запас по теме “Овощи”.2. Активизировать глагольный словарь. 3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 4. Учить составлению трёхсловных предложений. 5. Согласовывать числительные ОДИН, ОДНА с существительными. 6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом. 7. Составить предложения с предлогом НА. 8. Согласовывать существительные с числительными ДВА, ДВЕ. 9. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме “Домашние животные”. 10. Образовать существительные в единственном числе, в дательном падеже. 11. Согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными. 12. Уточнить активизацию словаря по теме “Фрукты”. 13. Образовать существительные в форме творительного падежа, в единственном числе. 14. Образовать существительные в предложном падеже, в единственном числе с предлогом О. 15. Составить предложения с предлогом ЗА.16. Подбор прилагательных к существительному и наоборот. 17.Составить предложения с предлогами В, НА, ПОД. 18. Подбор нескольких определений к существительному по схеме. 19. Согласовывать прилагательные и существительные по роду. 20. Расширять и активизировать словарь по теме “Дикие животные”.

Список литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М.: Академия, 2000.-450с.

Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб.: Детство-пресс, 2004.-120с.

Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. – М., 1956.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи -М.: 1961-240с.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. -112с.

Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словарная работа в детском саду. — Запорожье, 1975.-170с.

Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. –М.: Просвещение, 1984.-230с.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973.-145с.

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр “Академия”, 2001. -360с.

Овчинников В.Н. Функциональные типы высказываний в детской речи: /автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1982.-30с.

Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста //Под ред. Ф.А. Сохина –М., 1979.-310с.

Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин –Л., 1987.-235с.

Шахнорович А.Я. Негневицкая Е.Н. Язык и дети.- М. Педагогика, 1981.-340с.

Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника.//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995-234с.