«Сенсорное развитие детей раннего возраста через развивающие игры»

Творческий отчёт Ивановой Любови Николаевны

Одна из известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева пишет: “Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью”. Ребенок слышит, видит, осязает, обоняет, вкушает, сравнивает и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка, находится в непосредственной зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и меры активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности. Набирая группу раннего возраста и диагностируя в сентябре уровень речевого развития, а также обращая внимание на диагностику предыдущих лет, я выявила, что у более половины детей он низкий. Знания сенсорных эталонов также низкие. 3-ое детей не говорящие. Для того, чтобы ребенок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть соответственно подготовлен. Сенсорный опыт – начало познания окружающего мира. Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие. Е.И.Тихеева писала: “Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.” Ребенок с первых месяцев начинает познавать окружающий мир. Сенсорное воспитание в этот период основной вид воспитания вообще. Если ребенок не получает сенсорное воспитания, это ведет к значительной задержке общего развития. С детьми раннего возраста я работаю четвертый год. Детки приходят совсем маленькие и никаких знаний у них еще почти нет. Отрываясь от семьи, многим детям очень трудно войти в новый коллектив, где он не один, а много таких же малышей. И одна из главных моих задач – создать условия для ребенка, обеспечивающие ему психологический комфорт и всестороннее развитие. Изучив “Программу воспитания и обучения в детском саду” посетив курсы по повышению квалификации при государственном университете педагогического мастерства по программе “Актуальные проблемы развития и воспитания ребенка дошкольника (ранний возраст), посещая семинары, которые организует Отдел народного образования, я решила наибольшее внимание уделить сенсорному развитию ребенка и продолжать работать над этой темой. Для этого я наметила задачи и план работы.

ЗАДАЧИ:

1.Расширить опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными впечатлениями.

2.Учить сравнивать и подбирать предметы по цвету и величине.

3.Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине.

4.Знакомить с геометрическими фигурами

5.Продолжать знакомить детей с цветом: красный, зеленый, желтый, синий, белый, черный.

6.Развивать пространство воображения, аккуратность, внимание.

7.Активизировать словарь за счет прилагательных, обозначающих величину, цвет, вкус предметов( большой, короткий, красный, синий, сладкий, кислый).

8.Развивать технику владения карандашом.

Для этого с первых же дней посещения детей детского сада я постоянно обращаю внимание на настроение детей после расставания с мамой. Я стараюсь выяснить причину плохого настроения у ребенка. Федя, застенчивый мальчик, пришел в группу со своим любимым мишкой. Я обратила внимание детей на его игрушку. “Посмотрите, дети, какой мягкий, пушистый белый друг пришел сегодня в садик вместе с Федей. Феденька, как зовут твоего друга9 (вовлекаю Федю в диалог со мной). Посмотрите ребята, какая красивая у мишки рубашка. А какого она цвета? Мишка любит есть мед и любит спать.” Я приглашаю мишку зайти к нам в гости, ведь он никогда не был в детском саду. Обращаюсь к детям с просьбой показать ему наши игрушки. И мальчик спокойно расстался с мамой и вошел в группу. Очень Часто я даю детям небольшие поручения, например: “Аня, нам для занятий по физкультуре нужен большой и маленький обручи, принеси мне их пожалуйста.” Девочка приносит. При исполнении посильных для детей и осмысленных поручений у детей развивается самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, выходить из затруднительных положений. Во время одевания на прогулку, умывания и других режимных моментов, я закрепляла умение узнавать и правильно называть предмет ближайшего окружения, знакомила с их свойствами, качествами, назначением. Такая повседневная работа углубляет восприятие предметов, помогает детям отражать в речи свои впечатления. Во время прогулок также проводила работу по сенсорному развитию и развитию речи. Проводя опыты с песком, водой и снегом старалась руководить развитием наблюдательности детей, расширяла круг их представлений, сопровождая все речью.

В теплую погоду знакомила детей со свойствами воды: льется, на ощупь холодная или тёплая, журчит. Наполнить таз водой, после чего дети выполняли игровое задание: вылавливали сачками (сама изготовила) игрушечных рыбок, разноцветные шарики, плавающие игрушки. Детям очень нравится играть с песком: погружать в него руки, перебирать пальчиками, раскапывать игрушки, спрятанные мною. Учила детей пересыпать песок из формочки в формочку, с помощью воронки в бутылочку. То есть знакомила детей со свойствами сухого и мокрого песка. Большое внимание в сенсорном воспитании малышей я уделяла Созданию предметно развивающей среды, в которой ребенок находится с утра до вечера. Обогащая свой педагогический опыт, я посетила другие детские сады, а именно группы раннего возраста детский сад 65, детский сад 79, детский сад 58, детский сад 36, детский сад 64, детский сад 69, детский сад 85, семинар НМЦ на базе детского сада “Дельфин”. Создавая предметно – развивающую среду, я старалась обеспечить такие условия, в которых ребенок, находясь в любом уголке группы сталкивался с сенсорными эталонами. Для этого:

1.С помощью родителей мы приобрели

а) крупный напольный конструктор (цвет, форма, величина)

б) различные виды конструкторов

2.Имеется спортивный утолок, где есть все необходимое для самостоятельной двигательной активности ребенка: обручи, мячи, ленточки, озвученные баночки, погремушки, мешочки с крупой, султанчики, маски – все это разных цветов и размеров.

3.Дидактический стол.

4.Кукольный уголок, где посуда, одежда, салфетки, прихватки, сумочки, передники различные по цвету, форме, величине.

5.Уголок ряженья – бусы, веночки, расчески Ц\ основных цветов.

6.Создан сенсорный уголок, где имеется весь необходимый материал для свободной деятельности ребенка.

В начале года я внесла ковролин и повесила его не в учебной зоне, а в игровой. Для чего я это сделала? Известно, что в возрасте 2-3 лет дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Очень часто можно было наблюдать такую картину: Сема играет с куклами, угощает их чаем, в поле зрения попадает “развалившейся” домик, он подходит и собирает его, приговаривая “Сейчас я тебе поставлю крышу.” Подходит Владик и подставляет колеса к машине, говорит: “Сейчас мы поедем к бабушке”. Ковролин дает толчок не только к развитию речи, ознакомлению с формами, цветом, но и фантазии, творчеству. Постоянно я меняла материал в соответствии темами, по которым мы знакомим детей с окружающим миром.

Большое место в работе с детьми по сенсорному воспитанию и развитию речи я уделяла занятиям. Вся работа в совместной деятельности с детьми, в повседневной жизни была связана с занятиями. На занятиях я старалась расширять пассивный словарь за счет называния признаков предметов (большой, маленький, красный, синий, желтый, зеленый), развивала мелкую моторику, учила различать предметы по величине, подбирать – по форме, различать по размеру, выбирая самый большой из них и самый маленький (называя большой, маленький). Учила сначала различать четыре основных цвета (синий, красный, жёлтый, зелёный). Для этого использовала следующие материалы и дидактические игры:

4 коробочки основных цветов с шариками тех же цветов

палочки по местам

положи совок в ведерко такого же цвета

подбери мишке зонтик

найди пару

посади бабочку на цветок

прокати шарик через воротники и много других

Задачей ребенка было правильно подобрать цвет, при этом предлагалось повторить за мной название цвета. Хорошо справлялись с этой задачей Медведев Влад, Громов Ярослав, Николаев Семен. Дети развиты по возрасту и легко справляются с заданиями. Наиболее трудно дается детям с задержкой речевого развития. Они различают цвета, но повторить название цвета не могут. Это Паша Дмитриев, Никита Бухановский, Слава Куржунов. Чтобы закрепить полученные на занятиях знания проводила индивидуальную работу с детьми через дидактические игры. Ребенку очень нравится, когда его просят спрятать мышонка от лисички или поймать воздушный шарик за веревочку такого же цвета, сложить мячик, подобрать руль к машине. Целью этих игр является закрепление у детей представления о шести цветах. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Действуя с предметами, ребенок обращает внимание на величину и начинает понимать, что от правильного определения величины предмета зависит результат действий. В процессе действий с игрушками ребенок постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя не всегда внимательно. Для того, чтобы обратить внимание ребенка на величину, я проводила следующие игры: “Шароброс” (величина и форма), “Спрячь шарик в ладошках”, “Что больше” и другие.

Я предлагала детям выбрать на глаз из двух предметов один (большой или маленький), затем выбор предмета по образцу. Дидактической задачей таких игр, как “Собери матрешку”.

“Кто быстрее свернет ленту”, “Собери пирамиду” является закрепление у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине. Особенно значительную роль в сенсорном воспитании детей я отвОку развивающим играм. Отличие развивающей игры от дидактической в том, что ребенок сам методом проб и ошибок ищет решение. Для этого я посещаю НОУУМЦ “Вдохновение”. Изучила Программу развивающих игр – занятий для детей раннего возраста “Поиграем малыши”. Эта программа отвечает современным и педагогическим требованиям и ставит перед нами – воспитателями задачи, способствующие развитию всех сфер личности ребенка (познавательной, эмоционально-чувственной, поведенческой). Эта разработка отличается определенной степенью новизны, так как предлагает своеобразный литературно игровой комплекс, сочетающей в себе авторские и классические педагогические разработки (развивающие игры Никитиных, коммуникативные игры и игровые упражнения, литературный бытовой и потешный фольклор, игровое экспериментирование). Проводя с детьми развивающие игры, я использую принцип от простого к сложному”, то есть непроизвольно мы решаем задачи в порядке возрастания сложности. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности. Развивающие игры я провожу по подгруппам – 4 человека в подгруппе. На каждого ребенка я изготовила или приобрела комплект раздаточного материала. Как форму организации детей я использую игру – занятие.

Каждое занятие состоит из 5 частей:

1часть – приветствие

2часть – двигательная разминка

3часть – речевая разминка

4часть – тематическое путешествие

5часть – прощание

Если ребенок не может справиться с заданием, мы возвращаемся к более легким уже сделанным заданиям или на время оставляем эту игру. Сначала многие дети с некоторой осторожностью отнеслись к этим играм. Сема, мальчик, который развит по возрасту в первое же занятие отказался от двигательной и речевой разминки. А когда мы стали догонять обручи, играть с ними, он тоже подошел и сказал: “Я тоже хочу догонять обруч” и незаметно вовлекся в игру. Я стараюсь не принуждать, не заставлять ребенка, а вовлечь его, заинтересовать. Хорошо справляются с заданиями Сема Николаев, Медведев Влад, Громов Ярослав, Сундукова Ира, Голдина Олеся. Дети развиты по возрасту, говорят отдельными предложениями.

понимают задания. А те дети у которых речь не развита, такие как Паша Дмитриев, Никита Бухановский, Слава Куржунов они более медленно, небольшими шагами продвигаются вперед. С ними приходится индивидуально заниматься после занятия. Они порой не понимают задания. Вместо того, чтобы построить мостик, строят из кубиков дорожку, потому что это проще ( кубики одного цвета), а мостик – из кубиков разного цвета. То есть мы постепенно, шаг за шагом делаем множество открытий и приучаемся к самостоятельному творчеству, активному мышлению.

В своей работе я опираюсь на следующую литературу:

1.Развивающие игры для детей(справочник). Составитель Н. Ехевич, Москва, 1990 год. В ней представлены развивающие игры Никитиных.

2.Воспитание сенсорной “культуры ребенка”. Л.А. Венгер, дидактические игры и упражнения для детей от рождения до 6 лет.

3.Л.А. Венгер “Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников”.

4.”Знакомим малыша с окружающим миром”. 1987 г. Л.Н. Павлова. В этой книге предложены занятия с детьми первых трех лет жизни, в том числе и по формированию сенсорных чувств.

5.Развивающие игры с малышами до трех лет. Т.В. Галанова. Ярославль “Академия развития” 1997 год. Здесь представлены игры – занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета.

6.Ступеньки творчества или развивающие игры. Б.П. Никитин Москва 1991 год и другую литературу.

Всю работу я проводила в тесном контакте с каждой семьей, особенно с теми, дети в которой отставали в речевом развитии. Я проводила работу в форме консультаций, выступлений на родительских собраниях, днях открытых дверей, привлекала к подготовке к занятиям. Широко использовала информационно наглядную агитацию: информационные листы, копилки советов и рекомендаций для родителей, библиотечку для родителей. Исходя из всего выше изложенного, я намерена в дальнейшем продолжать работу по интеллектуальному развитию ребенка. Очень хочется, чтобы дети росли активными, любознательными, творчески развитыми и самостоятельными.