Статья

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Краткое содержание:

*Раскрываются особенности восприятия цвета ребёнком раннего возраста.

*Описаны созданные условия при которых восприятие происходит более эффективно.

*Выявлены связи установленные между процессом восприятия и речи

Одно из серьезных заблуждений педагогики – пренебрежительное отношение к раннему возрасту. Считается, что развитие личности и психики ребёнка начинается после трех лет. Следовательно, именно с этого возраста его нужно обучать и воспитывать.

Что же представляет собой ребенок раннего возраста? К началу 2-го года жизни малыш приобретает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого. Встав на ноги и научившись ходить он впервые начинает ощущать себя самостоятельным существом, отделившимся от взрослых, от которых полностью зависел раньше. Он настойчиво отстаивает свои права и протестует против каких-либо ограничений. Мир, открывшийся перед ним, дает ему возможность находить и обследовать невероятно интересные предметы. Он хватает все, что видит, катает все подряд. Да, ребенок еще не может изучать эти предметы в умственном плане, что-то воображать и обдумывать. Но, действуя, может и хочет познавать мир. Он не может быть равнодушным по отношению к окружающим предметам, ведь действуя предметами, малыш реализует свою активную позицию в этом мире и свои главные жизненные интересы. А, запрещая ему действовать мы лишаем, его возможности мыслить, переживать, стремиться, а значит, и полноценно жить. Задача взрослого – организовать его активность и направить ее в нужное русло.

Действия ребенка с предметами психологи называют главной и ведущей линией развития в раннем возрасте. Действенное знакомство с предметами, их свойствами, приводит к возникновению, образованию восприятия, ведь восприятие предметов является доминирующим в сенсорном развитии детей раннего возраста. Малыш все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулированием или передвижением в пространстве.

В начале 2-го года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик.

В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное развитие осуществлялось в процессе хватания предметов и манипулирования ими, то наиболее интенсивно формировалось восприятие их величины и формы. Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом. Только с 1,5 лет детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. Группировка предметов по величине и форме, и соотнесение предметов по этим признакам доступна вначале при выборе одного из 2-хпредметов, затем из 4-х и более. К 2-м годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциям, как сравнение, сопоставление.

Уровень сенсорного развития гаков, что у ребенка оказывается сформулированным умение правильно выделят свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития раннего возраста является опредмеченность восприятия. Так ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают “опредмеченные” слова-названия. Предметы круглой формы – шарик, мячик, колесо; треугольной – крыша; овальной – огурец, яйцо; квадратной – кубик; прямоугольной – кирпичик и т.д.

Наиболее характерны для ребенка данного возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Практический результат ребенок получает в результате многократных сравнений величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действии ребенка со сборно-разборными игрушками: пирамидками, матрешками.

Первоначально сравнения являются приблизительным: ребенок примеривается, пробует и через ошибки и их исправления, достигает результата. После 1,5 лет происходит переход к зрительному восприятию.

Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

На 2-м году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также психических функций, как внимание, память, мышление.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета.

В результате становится возможным формировать умения выделять разнообразные свойства предметов, ориентироваться на цвет, форму, величину, звуки и т.д.

Своевременное сенсорное воспитание на раннем этапе – главное условие познавательного развития; правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Использование “опредмеченных” слов-названий помогает углублению восприятия формы. На раннем этапе жизни дети усваивают форму как признак предметов, словарный запас весьма ограничен и сильно отстает от развития восприятия, поэтому дети легко усваивают слова способствующие развитию восприятия типа “такой”, “не такой”, “разные” и т.д.

А запоминание и правильное употребление слов обозначающих цвет очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к 5 годам. Младшие дети повторяют вслед за взрослыми названия отдельных цветов. Произнеся такие слова, как “белый”, “оранжевый”, “желтый” они не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе.

Случайное употребление слова, название цвета или формы (овал, круг) еще не значит, что ребенок понимает суть Этих слов

Правильнее использовать местоимения типа “такой”, “не такой”. Эти слова взрослый произносит по мере необходимости, от ребенка ни в коем случае не следует требовать их употребления. Основная задача, стоящая перед взрослым – научить детей группировать предметы или по форме, или по цвету, или по величине.

При организации действий с предметами на начальном этапе важно дать ребенку возможность действовать с предметами разной формы: круглой, овальной, прямоугольной, то есть, манипулируя с ними он должен их поворачивать. К 2 годам он справляется с размещением вкладышей любой формы при выборе из предметов 2-х форм.

Дети с рождения различают все цвета спектра, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению. А значит, ребенок ориентируется на цвет при выполнении простых заданий на группировку однородных (палочки разного цвета) предметов и на соотнесении разнообразных (столики с грибочками). Вначале они группируют предметы контрастных (черный – белый, белый – фиолетовый) и близких (красный – оранжевый, синий – фиолетовый) цветов. К 2 годам ребенок способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине по образцу при выборе из 2-4-х разновидностей, должен иметь элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета. В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставления.

Для детей 3-го года жизни – при создании необходимых для этого условий, характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является с одной стороны основной мишенью развития, а с другой, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Ребенок 3-го года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках и свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями.

И так, к 3-х летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка. То, что достаточно быстро и легко можно сформировать в раннем возрасте, чрезвычайно трудно, а порой и невозможно компенсировать в более поздние периоды. Неправильная точка зрения – ранний возраст, лишь подготовка к психическому развитию.

Наблюдая за играми детей, анализируя их поведение на занятиях и в повседневной жизни, во взаимодействии друг с другом, учитывая свой большой опыт работы именно с детьми раннего, возраста, я пришла к выводу.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию в процессе занятий с развивающими играми у многих детей оказались уже сформированными некоторые навыки и умения, которые свидетельствуют о соответствующем уровне развития восприятия:

многие дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине и другими свойствами при выборе из 4-х и более разновидностей;

узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (трава, апельсин, солнце);

многие дети активно используют в речи названия цвета (синяя подушка, красное платье, желтые колготки).

Одним из показателей результативности мероприятий по сенсорному воспитанию является то, что дети сравнительно быстро учатся управлять своими чувствами, через них осмысливаю! себя и окружающий мир, а также учатся говорить, рисовать, лепить и т.д. Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что с помощью развивающих игр, систематической работы по развитию сенсорного воспитания у ребенка проявляются такие качества, как уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами, наблюдательность, усидчивость, настойчивость, внимание, умение различать свойства предметов, устанавливать тождественность и различия величины, формы, цвета, развивается речь.

Поэтому в дальнейшем я буду продолжать работу по сенсорному воспитанию, по работе с развивающими играми.