Система игровых упражнений, направленных на развитие

слоговой структуры слова            

 Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.

Комплексная система логопедического воздействия включает:

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

развитие речевого дыхания и голоса;

коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);

развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;

работа над слоговой структурой слова;

расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);

развитие грамматического строя речи;

формирование интонационно-выразительной стороны речи;

формирование связной речи;

воспитание самоконтроля за речью;

формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

           Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:

подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.

                             Подготовительный этап.

На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)

Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий:

-Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

-Сосчитать , сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с цифрой;

-Сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;

-Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

-Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

-Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « – »  и  коротких«+» – барабан, бубен). Ритмический рисунок может быть следующим: –++, ++-+– и т. д.

Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:

маршировка, легкий бег.

Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.

Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)

Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…

Работа на вербальном  материале.

. Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

 Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

   

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение1.

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя темя ?

Ребенок.Сверху.

Взрослый. Где у тебя спина ?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает :левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.

Упражнения 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

Упражнения 3.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

Упражнения 4

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку,  нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Упражнение 2.

От  поставленной на листе точки ребенок , без отрыва руки , ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\;  … < … <…<

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнение5.

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение1.

Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.

Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после  предъявления инструкции взрослым.

Артикуляционные упражнения.

-открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

-язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

два раза щелкнуть языком, один раз подуть;

–втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;

-беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);

Упражнения для рук.

–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

-класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

-показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;

-из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;

3.Упражнения для тела:

-наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

-помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

-топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

Упражнение 7.

Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

              А – И                                    А – И – О                                У – А – И – О

              А – У                                    У – А – И                                Э –У – А – И  

              И – О                                    И – О – Ы                                А – И – О – Ы

              Ы – А                                   Э – У – А                                  И – Э – У – А

              У – Э                                    А – Ы – О                                 У – А –Ы –О

              А – О                                    И – Ы – Э                                 О – И – Ы – Э

              О – У                                    О –У – А                                   Э – О – У –А

Упражнение 2.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

на одном выдохе, при этом плавно;

громко (тише, совсем тихо);

чередуя громкость в пределах одного ряда;

со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);

быстро (медленно).

Упражнение 3.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

сосчитать количество звуков;

показать то же количество пальцев, сколько звуков;

отстучать звуки молча;

встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;

назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;

узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП      ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК       БОК – ВОК;

прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ       АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ     УФ – УФЬ

МО – МЁ     ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

сосчитать количество слогов;

выложить палочки по количеству слогов;

сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;

определить одинаковый звук в ряду;

придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);

придумать и  («загадать») слоги с данным согласным;

повторить ряд слогов в обратном порядке;

повторить только первый и последний слог ряда;

произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);

выделить ударный слог (отражённо);

назвать первый (второй, третий) звук слога;

составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;

сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.

наращивание слогов;

уменьшение количества слогов;

отстукивание слоговых цепочек.

Работа над слогами со стечениями согласных.

Упражнение 1.

Предлагаются слоги:

открытые и закрытые:

кна-акн          гна-агн

дмо-одм          тмо-отм

пту-упт          бму-убм

-с оппозиционными согласными:

фта-фтя          фта-вда

тко-тке           тко-дго

кму-кмю         кму-гму

-цепочки слогов:

мна-мно-мну-мны-мнэ

гва-гво-гву-гвы-гве

хва-хвы-хви-хве

-слоги со сменой позиции согласного:

мна – нма

ско – ксо

хту – тху

збы – бзы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст