Cсистема работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с использованием современной педагогической технологии - цветных палочек Кюизенера?

Цель

Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера .

Задачи:

1.Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу «Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»

2.Разработать систему работы и игр с детьми старшего дошкольного возраста о (5 – 7 лет) компенсирующей направленности, с использованием палочек Кюизенера ; использование игр с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей.

3. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями.

Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера »

. Ожидаемые результаты

-Игры с палочками Кюизенера дадут положительный результат.

-Дети усвоят эталоны цвета;

-Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;

-Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;

-Свободно ориентируются по числовому ряду;

-Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;

-Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;

-Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;

-Совершенствуются представления о геометрических фигурах;

- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;

-Повысится уровень знаний в области счёта;

-Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.

1 этап. Работа с детьми

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера .

I Блок. Игры подготовительного этапа.

II Блок. «Что какого цвета?»

III Блок. Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».

IV Блок. Развитие у детей количественных представлений.

V Блок. «Считаем ступеньки» (состав числа).

VI Блок. Измерение с помощью палочек Кюизенера .

VII Блок. Математические действия с помощью палочек Кюизенера ,

VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

II этап. Работа с педагогами

1 этап. Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера

I. Блок. Игры подготовительного этапа.

Месяцы

Название игровых заданий

Основные дидактические задачи

Игровые задачи

сентябрь

1.«Найди и покажи»

Найди и покажи палочку такую же по цвету и по длине.

-Отбери все красные (синие, желтые и т. д.), палочки такой же длины.

-Отбери по одной палочке разного цвета.

-Перечисли все цвета всех палочек на столе.

-Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки был одинаковым (разным).

-Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т.д.

Сравнить палочки и цвет.

Найти и показать самою короткую и длинную палочку и назвать его цвет.

Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую

октябрь

2.«Море волнуется»

Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию.

Дети изображают волны по словесной инструкции.

II.Блок. «Что какого цвета?» Игры, способствующие усвоению эталонов цвета.

сентябрь

1.«Строим дорожки»

Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия,

использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине

и т.д. развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ребёнку предлагается выбрать цвет и строить дорожку (белую, голубую) и т.д.

сентябрь

2.«Ленточки в подарок»

Задачи повторяются.

Ребенок выбирает для своей игрушки по две понравившиеся ему одинаковые ленточки-

палочки.

октябрь

3.«Подбираем ленточки к фартучкам»

Задачи повторяются.

Детям раздаются фартучки всей цветовой гаммы палочек Кюизенера .

октябрь

4.«Моделируем квадрат»

5.«Моделируем прямоугольник»

Развивать представления о квадрате, о прямоугольнике.

Дети составляют разные квадраты и прямоугольники

ноябрь

6.«Подбираем к домику крышу»

Закрепить эталоны цвета и их названия

Предлагается детям выложить

домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику

крышу – палочку

ноябрь

7.«Дом и мебель для матрёшки»

Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.

Предлагается построить дом, отбирая для стен – красные палочки, желтые – для крыши, розовую – для трубы.

декабрь

8.«Собачка»

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.

Каждый ребёнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку.

январь

9.«Белочка и Ёжик идут на день рождения»

Учить выбирать палочки указанного цвета,

учить составлять изображения предметов простой формы.

Ребенок выбирает для понравившейся игрушки «подарок» – «коврик», «торт», «платочек».

Для того чтобы эти подарки стали

красивыми их надо заполнить цветными палочками.

февраль

10.«Коврик для кошки»

Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек

Предлагается детям сделать коврик для кошки (например, квадратный ковер красного цвета)

апрель

11.«Улица разноцветных палочек»

Принцип окраски палочек

Дети строят дома по цвету: белый домик для белых «единичек», черный дом для «семерок» и т.д.

Затем дети сравнивают, чем они похожи.

май

12.«Слонёнок»

Развивать умение создавать образ слоненка, сравнивать предметы по длине.

Обозначать словами результат сравнения

Дети строят образ слонёнка, идущего направо и налево.

III Блок. Изучаем понятия «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий», «тонкий – толстый».

сентябрь

1.«Поезд»

Развивать представления о длине, сравнивать полоски по длине.

Каждый ребёнок строит поезд: присоединяет к паровозу, начиная с самого длинного ( или наоборот: с короткого).

октябрь

2.«Заборы низкие и высокие»

Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине

ноябрь

3.«Лесенка высокая и низкая»

Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.

Педагог обращает внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них заборы

декабрь

4.«Мосты через реку»

Развивать представления о ширине и длине.

Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки

январь

5.«Конструирование плотов на реке”

Развивать представления о ширине («широкий», «узкий») и т.д., сравнивать предметы по ширине, подбирать плоты по размеру.

Педагог предлагает построить плоты, на которых можно проплыть под мостом. Дети приходят к выводу, о том что проемы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий»).

февраль

6.«Книги на полке”

Сравнивать предметы по толщине, сопровождая результат сравнения по толщине: «толще – тоньше».

Педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2 черных палочек полку. Пачки голубого цвета- книги, красного цвета – журналы, желтого цвета – газеты. Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине.

март

7.«Выставка собак»

Сравнивать предметы по величине, находить сходства и различия между предметами.

Предлагается выложить отгадку загадки из палочек и представить её, придумать кличку, назвать породу, рассказать какая эта собака и что умеет делать.

апрель

8.«Стулья для семьи»

Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения (выше – ниже, шире – уже, больше – меньше).

Педагог предлагает сделать из 4 желтых палочек стул, рядом сделать большой стол. Предлагает сделать стульчик для маленького ребёнка, сравнивать стулья.

май

9.«Твой любимый цветок»

Учить находить в изображаемой конструкции сходство с выбранным цветком (в строении, пропорции частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете, в умении отсчитывать меньшее количество из большего.

Педагог предлагает каждому ребёнку сделать из палочек любимый цветок. Рассказать о своем цветке. Какой он? Кому бы хотел подарить свой цветок?

V Блок. Развитие у детей количественных представлений.

сентябрь

1.«Цвет и число»

Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.

Педагог предлагает построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета

октябрь

2. «Число и цвет»

Закреплять понятие: «который по счёту».

Составить из палочек- вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, каким по порядку стоит голубой вагон?

Вагон какого цвета стоит четвертым?

Какого цвета вагон левее желтого?

декабрь

4. «Как разговаривают числа?»

Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомит детей со знаками «>», «<».

Учить записывать и читать записи:

3< 4. 4 > 3

Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубую.

-Какие числа у вас в руках?

-Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа?

Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга.

январь

5. «Ковер самолет»

Продолжать рассказывать сказки по ролям, закрепить представление о геометрических фигурах, закрепить порядковый счет; выкладывание цифрового ряда с помощью палочек Кюизенера .

Инсценировка сказки «Колобок», дети по порядку считают героев и выкладывают числовой ряд по порядку от 1 до 10 и называют от 10 до 1

февраль

6. «Весы»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на …, меньше на…», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий.

Дети на одну чашу весов помещают палочку большего размера (например-5 , на другую-4). Аналогично сравнивают другие числа.

март

7. «К сказочным героям»

Продолжать формировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10 .

Дети называют цвет соответственно по счету дней недели понедельник – белый вторник – розовый ,

среда – голубой,

четверг-красный

пятница – желтый

суббота – фиолетовый.

воскресенье – черный

апрель

8. «Игра с Винни – Пухом»

Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.

Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10.

Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6».

май

9.«Мы с Тамарой ходим парой»

Упражнять детей в счёте двойками. Осмысленно использовать математическое понятие «пара».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2019