Отдел образования Володарского района

Система работы

воспитателя логопедической группы МОУ «Козловская СОШ»

дошкольное образование

Акбулатовой Гульбар Маргишаевны

ВОСПИТЫВАЕМ ЛИЧНОСТЬ

«Если педагогика хочет воспитать

ребёнка во всех отношениях, то

она должна прежде узнать его

тоже во всех отношениях» К.Д. Ушинский

1. Теоретическая база.

Вся воспитательно-образовательная работа ведется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Исходя из задач данной «Программы», использую парциальные программы Г.С.Швайко «Изодеятельность в детском саду», С.Н.Николаевой «Юный эколог», применяю конспекты интегрированных занятий из серии «Педагогика нового времени», Р.Г.Казаковой «Нетрадиционные техники рисования», «Тетради по математике» Колесниковой, «Тропинка» Астраханская программа экологического воспитания дошкольников Г.К.Васильевой, Журналы «Дошкольное воспитание».

2. Цель воспитания.

Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цель воспитания – заранее определяемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательской работы.

Важной проблемой педагогики являются разработка и определение целей воспитания. Это даёт нам чёткое представление о том, какого человека мы должны формировать (А.С.Макаренко подчёркивал, что воспитатель должен уметь проектировать личность воспитанника). На сегодня «социальный заказ общества» – всесторонне развивать все способности ребёнка.

3. Принципы обучения.

Придерживаюсь следующих принципов:

– развивающего обучения (ведь Лев Семёнович Выготский утверждал, что «обучение идёт впереди развития»). Например: наши дети уже читают, пишут печатные буквы;

- воспитывающего обучения;

- наглядности и доступности («от простого сложному, от близкого к далёкому». Ян Амос Коменский). Например: приобретён в достаточном количестве современный наглядный материал, как «Мир растений», «Животный мир», «Птицы» и т.д.;

-систематичности;

-сознательности и активности (ребёнок не только слушатель, но и активен);

- индивидуального подхода. Так как дети с ОНР, вся коррекционная работа строится с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Дети с ОНР или гиперактивны, или неуверенны, тревожны, скованны, с плохо развитой мелкой моторикой, со слабой памятью.

4. Методы и приемы воспитания и обучения.

Практикую подгрупповой метод работы. Использую такие методы обучения, как наглядный, словесный, практический, игровой. Их целесообразное сочетание позволяет достичь эффективных результатов. Ведь наглядно-действенное мышление у детей младшего возраста мы развиваем в наглядно-образное – у старших. Любое занятие сопровождается показом предметов, способов действий, ТСО. А ведущий вид деятельности дошкольника – игра («Развлекая – обучай» Л.Н.Толстой).

Из инновационных методов – приёмы ТРИЗ, как вопросы причинно-следственного характера, опыт и экспериментирование, системный оператор, что расковывает мысль, развивает творчество, воображение у детей.

Для лучшего усвоения материала, практикую графическое изображение на доске или на бумаге, прямо на глазах у детей, так как сама хорошо рисую.

Считаю, что этот метод облегчает заучивание стихотворений наизусть;

умение пересказывать текст или описывать предмет, сюжет;

рисование, конструирование, аппликация.

Для всестороннего развития всех способностей ребёнка огромную роль играет психологически комфортная предметно-развивающая среда. Здесь многое сделала своими руками. Дети в самостоятельной деятельности умеют занять себя играми и делами по их возрасту. Одна из задач воспитателя – всячески оберегать нервную систему детей, наполнить их жизнь радостью, создать такие условия, чтобы дети имели возможности для самовыражения.

«Радость – такой раздражитель мозга, без которого жизненное равновесие не могло бы быть совершенным. Ребёнок нуждается в веселье, как растение в свете. Как растение чахнет без солнца, так ребёнок, лишённый удовольствия, чахнет» Лангранж.

Дети должны быть свидетелями уважительных, добрых, доверительных отношений между родителями и педагогами, это зарождает в них чувство доверия к последним, без которого невозможно сформировать эмоционально-положительное отношение к детскому саду.

5.Система работы.

Воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.

Особое внимание должны уделять развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.

В первые две недели обследуем каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальная схема обследования. Велика роль взаимодействия воспитателя и логопеда. Например, работа по развитию речи в одних случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях внимание сосредоточено на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

И вот, исходя из задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, составила перспективный план занятий по всем разделам, где учитывается и тематика занятий логопеда. Например: тема «Весна» проходит нитью через все разделы (познавательные, изо, аппликация, экология, развитие речи, ОБЖ) с соответствующими целями.

Тема «Осень»

Занятие по Развитию речи.

«Беседа об осени»

Программное содержание.

Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить детям названия осенних месяцев, уточнить знания о других временах года. Учить слушать музыку об осени. Развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Познавательное занятие.

«Осень»

Программное содержание.

Уточнить и систематизировать представления детей об осени.

Экология.

«Осень золотая»

Программное содержание.

Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явления природы.

Подвести детей к пониманию того, что в мире природы есть удивительный мир животных, ввести и обосновать классификацию животных.

«Экология»

«Животные – наши помощники»

Предметное содержание.

Прививать любовь к домашним животным, познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком, дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

«Животные Астраханского края»

Предметное содержание.

Закрепить знания детей о животных астраханского края, воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание её охранять и оказывать ей посильную помощь.

Лепка.

1. «Щенок»

2. «Собака с щенком»

3. «Мишки играют»

4. «Козленок»

5. «Котенок»

6. «Зайчик»

Рисование.

1. «Кони на лугу»

2. «Козлики и бараны»

3. «Любимые животные»

Лепка.

1. «Морковь и свекла»

2. «Яблоко, груша, слива»

3. «Натюрморт из овощей и фруктов»

Рисование.

1. «Что созрело в саду»

2. «Что созрело в огороде»

3. «Отпечатки листьев»

4. «Осеннее дерево»

5. «Золотая осень»

6. «Пасмурно осенний день»

Аппликация.

1. «Помидоры»

2. «Яблоки и груши»

3. «Грозди винограда»

4. «Осенний ковер»

5. «Угадай по цвету овощи»

Тема «Мир животных»

Развитие речи. «Жизнь обитателей зимнего леса»

Программное содержание.

Уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса, повторить народные приметы, народные названия зимних месяцев.

Познавательно занятие.

«Царства животных»

Программное содержание.

Аппликация.

1. «Мир животных»

Конструирование.

1. «Лесная сказка» (природный материал)

2. «Заяц – хваста» (природный материал)

6. Результативность.

Одним из показателей востребованности моей работы считаю то, что дети хорошо усваивают программный материал, идут в школу подготовленные, им интересно, они любознательны, раскованы, отвечают на мою любовь взаимностью, по вечерам не хотят уходить домой; были случаи перевода детей в нашу группу по заявлению родителей. Последние 4года подряд дети успешно показывают свои знания, умения, навыки на районных методобъединениях.