Ситуация успеха как средство преодоления отверженности у детей в детском саду.

Т. О. Кузовкова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

В настоящее время, в практике дошкольного воспитания существует одна из наиболее распространенных, но недостаточно изученных и исследуемых проблем – отверженность и неприятие отдельных детей в коллективе.

Ребенок, как будущий член общества, нуждается в поддержке и успешной реализации своих возможностей и способностей, но статус «отверженного» в детском коллективе способствует обратному – формированию неуверенности, замкнутости, агрессии у детей дошкольного возраста. Отрицательные отношения (ссоры, конфликты) в группе, ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях – и к ее деградации. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Поэтому многие педагоги-воспитатели пытаются найти ответ на вопросы, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его полноценно общаться со сверстниками, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) повлиять на вхождение ребенка в детское сообщество. Несомненно, что проблема отвержения одних детей другими, может решиться только при целенаправленном изучении исследуемой проблемы и нахождении приемов, методов и средств, направленных на предотвращение появления чувства отверженности у детей.

При успешной социализации ребенок удовлетворяет свою потребность в общении, вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции, развивают его личностные качества, творческие способности. Данное обстоятельство становится возможным, если в группах детского сада созданы необходимые условия для создания ситуаций, позволяющих раскрыть потенциал ребенка, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении, а педагогическая атмосфера благоприятствует   общению   детей, их сближению и взаимопониманию. Подобными ситуациями могут стать определенные действия педагога. Во – первых, активное вовлечение педагогом отвергаемых детей в непосредственно – образовательную деятельность, поощрение их активности и целеустремленности на занятиях, стимулирует желание добиться признания и успеха в окружении сверстников. Во – вторых, вовлечение ребенка во внегрупповую деятельность, развивает чувство ответственности за порученную задачу, а другим детям увидеть в “непопулярном” ребенке привлекательные стороны. В доброжелательной атмосфере у ребенка развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что его сковывает страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве “своего”.

Но источником прогресса личности отверженного ребенка, его потенциала, является возникновение чувства радости достигнутого. Непопулярные дети должны научиться добиваться успеха, пусть небольшого, но способного изменить к ним отношение сверстников в группе.

Стимулирование – это фактор деятельности педагога, направленный на достижение и предотвращение чувства отверженности у детей. Стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, то есть во внутреннее побуждение к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности ребенка, его прежнего опыта, потребностей и пр.

Поэтому, смысл деятельности педагога состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Создание педагогом ситуации успеха имеет разностороннюю направленность. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична. Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своими достижениями, не считаясь с мнением других. Радость, разделенная с другими, становится общей радостью.

С педагогической точки зрения создание ситуации успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

С социально-психологической точки зрения ситуация успеха – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно не было, всегда окружен системой, так называемых, ожиданий от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждет определенных поступков, которые удовлетворяют его надежды (опасения) и этого же ждут от него. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

С психологической точки зрения успех, как считает А. С. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

При работе с отверженными детьми, педагог должен содействовать тому, чтобы воспитанник осознал радость достижения, свои возможности, поверил в свои силы. Создание “ситуации успеха” является методом стимулирования, мотивации и поведения ребенка, так как именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом.

Необходимо понимать психолого-педагогические механизмы, которые лежат в основе этого метода. Создание ситуации успеха – это то, что является основным в деятельности педагога при решении проблемы отвержения и неприятия отдельных детей в коллективе. Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Задача заключается в том, чтобы дать ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе, а именно от действий педагога.

Создание ситуации успеха в работе педагога с отверженным ребенком осуществляется поэтапно:

1 этап. Проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у ребенка. Внимание уделяется особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний ребенка, которые влияют на его стремление к успешной самореализации в ходе деятельности.

2 этап. Оперативное использование форм, методов и приёмов работы, адекватных, выявленным в ходе предыдущего этапа когнитивным и эмоционально-волевым состоянием ребенка. Успех в ходе работы реализуется через формирование социальным педагогом конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами целостного педагогического процесса.

3 этап. Оценивание результатов проделанной социально-педагогической работы. Сравнение результатов первого этапа работы с результатами этапа после создания ситуации успеха.

Переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего развития личности.

Для полноценного развития личности отверженного ребенка, является наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает ситуация успеха. Именно успех придает силу, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования здоровой самооценки.

Ситуация успеха создается педагогом в ходе непосредственно – образовательной деятельности: на занятиях, на внеклассных мероприятиях (утренники, ситуационно-ролевые игры, субботники, игры-путешествия, викторины и т.д.), на занятиях кружков по интересам и желанию детей, в семье (консультационно-просветительская работа с родителями). Результаты визуальных наблюдений, данные тестирования объективно оцениваются и подвергаются комплексному анализу воспитателей, работающих в группе где находится отверженный ребенок, психологом, социальным педагогом, родителями. Создание ситуации успеха осуществляется с учетом имеющихся данных из карты диагностического обследования, а также разработанных психолого-педагогических характеристик стремлений и отношений к успеху ребенка.

Ситуация успеха может подкрепляться в повседневной деятельности ребенка. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Используя ситуацию успеха, достигается улучшение социального самочувствия ребенка и приобретение опыта целесообразного саморегулирования, повышение уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в семье, коллективе сверстников.

Таким образом, на современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в качестве необходимого условия построения любой эффективной воспитательной системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

Литература

Башлакова Л.Н. Характер общения воспитателя с детьми как фактор формирования детских отношений // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М.:, 1985.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176с.