Сказка про Язычок.

Жил был Язычок. Жил он в домике – во рту. Однажды утром Язычок решил пойти погулять, а какая погода на улице он не знал, может быть там дождик идет, холодно или ветер, и тогда Язычок быстро-быстро выглянул наружу и спрятался обратно. На улице дул сильный ветер: У-У-У-У. Язычок решил остаться дома и покрасить стены и потолок вот так. Когда Язычок все покрасил, то опять выглянул на улицу. Ветер стих и Язычок пошел играть в футбол. Тут к Язычку прискакала лошадка. Сел на нее Язычок и поехал к пруду. Прискакали они к пруду, остановил Язычок лошадку, смотрит, а в воде рыбки разговаривают. По воде парусник плывет, сильный ветер паруса его надувает. А по берегу пруда Слон ходит, и хоботом крутит. Поскакал Язычок на лошадке дальше, и прискакали они в лес, а в лесу вот такие грибы растут. Собрал Язычок грибы и поскакал к дому. Попрощался он с лошадкой и пошел на качелях и на горках кататься. Покачался Язычок, посмотрел на забор около домика и решил его покрасить сверху и снизу, снаружи и внутри. Посмотрел Язычок на часики: поздно уже пора и чай перед сном попить и стал тесто для пирожков месить вот так. Затем он раскатал тесто и стал выпекать пирожки. Язычок пил чай вот из такой чашечки и ел пирожки с грибами и вареньем. А варенье было сладкое и липкое, и после чая Язычок стал умываться. К Язычку пришла кошечка, и когда Язычок ее гладил, она выгибала спинку. Вот и день подошел к концу. Язычок отправился спать.

Детям рассказывается сказка, и показываются артикуляционные упражнения. Обучение начинается с самых простых упражнений, постепенно вводя новые – более сложные. Каждое упражнение повторять 5-6 раз.

Описание артикуляционных упражнений.

«Язычок выглянул наружу и спрятался обратно (иголочка)» - узкий язык высунуть изо рта, быстро убрать обратно.

«Сильный ветер» - сильно и долго выдыхать воздух через рот, произнося звук «У».

«Красить стены» – с внутренней стороны щеки языком совершать движения вверх и вниз.

«Красить потолок» - язык гладит небо: к зубам и от зубов.

«Футбол» - языком совершать круговые движения с внутренней стороны губ и щек. По часовой стрелке и против.

«Лошадка» - рот открыт, пощелкать кончиком языка, подражая цокоту копыт лошади по мостовой. (Язык присасывается к небу, потом отрывается от него, при этом слышен звук, похожий на топот копыт. Следить чтобы нижняя челюсть была неподвижна).

«Остановил лошадку (Ямщик)» – губы расслабленны, под сильной струей воздуха губы вибрируют, слышен звук «Пр-р-р».

«Рыбы» - губы вытянуты вперед (как будто произносим звук «У»), нижняя челюсть опускается и поднимается.

«Парусник» - Язык присасывается к небу. Не отрывая язык от неба, опускаем и поднимаем нижнюю челюсть.

«Слон» - губы вытянуты вперед, (как будто произносим звук «У»). Совершать круговые движения вытянутыми губами по часовой стрелке и против.

«Грибы» - широкий язык присосать к небу и удерживая его в таком положении, постараться открыть рот как можно шире (уздечка языка натягивается – ножка гриба).

«Качели» - рот открыт, высунутым кончиком языка попеременно пытаться достать до носа и подбородка.

«Горки» - 1) Рот округлен, высунуть язык, свернутый в трубочку. 2)Рот приоткрыт, язык упирается в нижние зубы, поворачиваем его на правый и левый край.

«Красим забор» - производим движения языком слева направо и обратно по верхним, нижним зубам, снаружи и внутри.

«Часики» - рот открыт, острый кончик языка перемещается из левого угла рта в правый (подражание движению маятника часов).

«Месить тесто» - улыбнуться, язык высовывать между верхними и нижними зубами (массаж языка, зубы чуть сдавливают язык).

«Выпекать пирожки» - широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, пошлепать по нему верхней губой «пя-пя-пя»

«Чашечка» - рот широко раскрыть. Широкий язык высунуть и поднять (закруглить) края языка. Держать 5-15 сек.

«Сладкое варенье» - рот открыт. Совершать круговые движения языком по губам. По часовой стрелке и против.

«Кошечка» - рот широко открыт, острый напряженный кончик языка попеременно упирается за верхние и нижние зубы, выталкиваем язык.